Найти тему
Navygaming Channel

"...Война с американцами должна с нашей стороны быть оборонительною"/ А.Сервера, февраль 1898 года (4)

Уже не раз говорилось, что после каждой войны появляется достаточно большое количество документов (и авторов, экспертов, историков), которые или предсказывали эту войну или давали оценку предполагаемым событиям. Или еще хуже/лучше (требуемое подчеркнуть) высказывали мысли о том, как следовало поступать. Нечто подобное имело место и накануне испано-американской войны 1898 года, в Испании.

После трех изученных писем подошла очередь познакомились с еще одним документом, а именно с четвертым письмом испанского контр-адмирала П.Серверы, который их писал буквально накануне войны и которая вскоре разразилась. Данное письмо написано в двадцатых числах февраля, напомним, что американский броненосец "Мэн" взорвался в гаванской бухте 15 февраля, что и послужило благовидным предлогом для вступления США в открытую борьбу с Испанией. Точнее определить дату нет возможности, но в любом случае - не позднее 25 февраля. Интересно, что адмирал упоминает какой то важный случай с французским крейсеров "Дюпюи-де-Лом", но что конкретно он имел ввиду не ясно. Вряд ли он обсуждает особенности и недостатки французского корабля, может были по планы по его приобретению?

Броненосный крейсер "Дюпюи-де Лом" - интересно, какой факт в его биографии заинтересовал Серверу
Броненосный крейсер "Дюпюи-де Лом" - интересно, какой факт в его биографии заинтересовал Серверу

Судя по письму, адмирала в первую очередь интересует состав испанской эскадры, которая формировалась для противодействия американцам. Что в прочем не удивительно, так как именно его назначили командиром этой эскадры.

В частности П.Сервера писал: «Не знаю, когда именно броненосцы «Пелайо» и «Карлос V» будут в состоянии присоединиться к эскадре, но я думаю, что они во всяком случае не поспеют вовремя; о первом мне ничего не известно, но я получил некоторые сведения касательно готовности последнего из них. Было бы большой ошибкой считать их будущими участниками войны с Соединенными Штатами".

На момент написания письма крейсер "Император Карлос V", находился в Гавре, куда он прибыл еще осенью 1897 года для монтажа орудий главного калибра, а также электрооборудования. Интересно, что только 31 марта 1898 года за несколько недель до объявления войны его командир получил распоряжение покинуть французский порт (примерно в такой же спешке как когда то и "Пелайо") и перейти в Испанию. Соответственно не было речи о том, чтобы крейсер получил возможность войти в эскадру Серверы. Вообще, судя по всему, история с "кораблем без пушек", которым считался "Кристобаль Колон" была характерна для испанской эскадры. Любопытно, что несмотря на то, что "Карлос V" все же получил свои пушки, но из-за срыва "французской помощи", его установки главного калибра до конца войны действовали вручную (электрооборудование так и не поставили). В очередной раз можно сказать, опоздание крейсера (по классификации - броненосца) к дате формирования эскадры сохранило корабль для Испании.

А так то "Император Карлос V" был довольно красив
А так то "Император Карлос V" был довольно красив
Понимая слабость своей эскадры П.Сервера продолжал искать возможные варианты ее усиления: "...Мне кажется, что из Кадикской эскадре нам недостает броненосца «Нумансия», и не думаю, чтобы можно было рассчитывать на «Лепанто». О «Карлос V» и «Пелайо» мною было уже достаточно много говорено в свое время. «Кристобаль Колон» все еще не имеет своей башенной артиллерии, и если война будет скоро объявлена, то ему придется, пожалуй, идти в бой без орудий. В Гаване восемь наиболее важных судов на станции не имеют никакого боевого значения, и, помимо этого, они сами очень устарели, а поэтому от них можно ожидать очень мало пользы. Говоря это, я вовсе не руководствуюсь духом порицания, а желаю лишь рассеять те иллюзии, которые нам могут обойтись слишком дорого".

Упомянутая "Нумансия", как и ее систершип "Виториа", относилась к броненосным фрегатам и была перестроена в броненосец береговой обороны, все там же, на французской верфи "Форж э шантье́ де ла Медитерране́" вблизи Тулоне. Как видим, испанцы активно пользовались ресурсами и производственными мощностями своего "заклятого" противника (а прошлые столетия).

французская верфь, сделавшая много для испанского флота
французская верфь, сделавшая много для испанского флота

У французов "Нумансия", сохранившая несмотря на долгую службу корпус в отличном состоянии, прошла полную реконструкцию в период 1897-1898 годах с заменой машинно-котельной установкой и артиллерии, и в целом должна была представлять собой боеспособный корабль. Но видимо в этот период над испанским флотом висел рок "всеобщего опоздания и неготовности" - апрель 1898 года броненосец застал на французской верфи, откуда его в спешном порядке, в ожидании скорого разрыва дипломатических отношений с США, без машин, артиллерии и прочего оборудования во избежание интернирования на буксире парохода "Кабо ла Нао" доставили в Барселону (по данным Н.В.Митюкова).

Броненосец "Нумансия" после модернизации
Броненосец "Нумансия" после модернизации

Процесс вооружения броненосца даже в Испании шел не достаточно быстро - от планового состава (4-160-мм, 8-140-мм, 3-120-мм) пришлось отказаться по объективным причинам и после нескольких "рокировок" корабль получил свои 4-200-мм орудия Онтория обр.1883 года, 3-150-м орудия Шнейдер-Кане, 8-140-мм орудий Онтория (переделанных в скорострельные), 2-70-мм и 12-47-мм скорострельных пушек системы Шкоды. Но это было позже. Так что надежды Серверы на этот корабль были призрачными.

А вот то что нельзя было рассчитывать на "Лепанто" - тут Сервера был прав. Спущенный на воду в 1893 году он очень долго достраивался, и в итоге его ввели в строй без орудий главного калибра (200-мм пушек) - опять! И он так и служил со своей среднекалиберной артиллерии, после того как в 1900 году его "официально" ввели в строй.

Бронепалубный крейсер "Лепанто"
Бронепалубный крейсер "Лепанто"

Даже примерные расчеты подтверждают тот факт, что с количеством боевых кораблей к началу войны у Испании будут проблемы. П.Сервера писал: "...Как бы печально ни было наше положение, но смотря на вещи с надлежащей стороны, можно заметить при сравнении обоих флотов, что силы наши относятся к силам американского, как 1:3." И что интересно, данная оценка не учитывает качественные показатели как в самих кораблях, так и в подготовке их экипажей.

Правда, понимая, что война все таки неизбежна, Сервера делает предположения о том, каким образом можно было бы вести эти боевые действия с флотом США. И по его мнению единственным способом может стать крейсерская война на коммуникациях или совершение набегов (рейдов) к отдельным участкам побережья Америки.

"Ввиду этого, предположение, что мы при нашем истощенном состоянии, можем блокировать какой-либо из портов Соединенных Штатов, есть не более как сон или, скорее, бред больного мозга. Война с американцами должна с нашей стороны быть оборонительною, или же она окончится гибелью для нас; обстоятельства могли бы быть иными разве только в том случае, если бы нам удалось иметь союзников. Активная оборона с нашей стороны может состоять разве из ряда набегов нашими быстроходными судами с целью нанесения неприятелю возможно большего вреда.

Но даже в этом случае, можно сомневаться в том, чтобы эти набеги и рейды принесли реальную пользу. О составе ВМФ США мы возможно поговорим позже, здесь же для справки отметим, что помимо боевых кораблей эскадры Северного Атлантического океана контр-адмирала Сэмпсона и Летучей эскадры (отряда) коммодора Шлея, каждая из которых могла соперничать со всем тем, что смогли собрать испанцы, имелось соединение, на которое возлагалась защита берегов Соединенных Штатов, выходящих к Атлантическому океану. Это была специальная Северная сторожевая эскадра коммодора Хоуэля, состоящая из шести крейсеров и одного тарана (по данным Н.А.Обручева). Флагманом эскадры был бронепалубный крейсер 2 класса "Сан Франциско".

Бронепалубный крейсер 2 класса "Сан-Франциско"
Бронепалубный крейсер 2 класса "Сан-Франциско"

Состав эскадры менялся, но в своем большинстве он состоял из вспомогательных крейсеров, которые конечно вряд ли смогли оказать серьезно сопротивлению эскадре испанских крейсеров типа "Инфанта Мария Тереза", если бы они столкнулись где то в океане. Однако их основной задачей все же оставалось охранение побережья и обнаружение сил неприятеля, а с этим они могли бы справиться.

Для справки: проект, по которому строились пароход "Эль Сол", "Эль Суб", "Эль Норте", "Эль Рио", ставшие затем вспомогательными крейсерами "Прерии", "Йосемит", "Янки", "Дикси", предполагал некоторые элементы, позволявшие в кратчайшие сроки осуществить установку вооружения, сделав его боевым кораблем с достаточно высокой огневой мощью. Также применялись некоторые решения, направленные на повышение живучести. Например, на верхней палубе предусматривалось место для установки орудия крупного калибра, корпус разделялся водонепроницаемыми переборками, а угольные ямы располагались у бортов и закрывали машинное отделение. Кроме того, максимальная скорость достигала 17 узлов, что было достаточно много для торговых судов конца XIX века.

По замыслу американцев, корабли Северной сторожевой эскадры, например вспомогательные крейсера "Дикси", "Янки", а при необходимости и крейсера 1 класса (например "Колумбия" или "Миннеаполис") крейсировали в открытом море на довольно большой расстоянии от берега. Они составляли первую линию сторожевой службы и береговой обороны. Корабли вспомогательного флота, состоявшего из вооруженных яхт и тендеров, составляли вторую линию. Они обходили побережье на расстоянии лишь несколько миль и докладывали командованию обо всём виденном, а также служили передаточным звеном между берегом и дозорными первой линии.

Американский крейсер 1 класса "Миннеаполис"
Американский крейсер 1 класса "Миннеаполис"

Третья линия - береговые укрепления, минные заграждения, корабли береговой обороны в портах (как правило - мониторы Гражданской войны) и службы береговых сигналов. Служба береговых сигналов состояла из большого количества станций, соединенных телефоном с разведывательным департаментом в Вашингтоне, и из спасательных станций. Так что система не простая, и уверен, испанским кораблям в ходе набегов было бы не просто ее "взломать". Но то чего не было - то и не случилось!

Вспомогательный крейсер "Янки"
Вспомогательный крейсер "Янки"

А вот про то, с чем Сервере пришлось столкнуться, то есть о сражении с главными силами противника испанский адмирал утверждает вполне определенно, хотя и проговаривает, что его исход может быть не критичным. Судите сами.

"...Страшно подумать о результатах морского сражения, даже и в том случае, если бы оно оказалось успешным для нас, ибо, спрашивается, как и где стали бы мы исправлять наши повреждения? Я, однако же, не откажусь сделать со своей стороны все, что считается необходимым, чтобы помочь делу, но теперь нахожу нужным анализировать положение наше в том виде как оно есть, не гоняясь за иллюзиями, которые способны приносить с собой лишь ужасные разочарования".

В итоге, мы видим определенные размышления человека, потенциального командира боевой эскадры, который рассматривает определенные варианты, причем в тот период, когда это еще можно делать. Однако мы знаем, что все на самом деле уже ничего толком сделать испанцам не удастся.