Найти тему

Кто такой воспитатель на самом деле? Или чудеса профессиональной переподготовки

Оглавление

Друзья, привет. Сегодня порция статистики. Ну и немного размышлений. Кто работает воспитателям в детских садах? Воспитатели? Педагоги? Или люди совершенно иных профессий? И при чем здесь Профессиональный стандарт "Педагог".

Кто такой воспитатель на самом деле?
Кто такой воспитатель на самом деле?

Как там говорят? Начни с себя? Давайте начнём.

Методист в отставке по образованию учитель биологии и химии. Педагог, не около. Уже радует. Но не дошкольник. Что у меня из дошкольного? Ничего, кроме опыта, рекомендаций старшего воспитателя и тонны методической литературы, изученной самостоятельно. Методист когда и откуда? Когда нужно было аттестоваться. В этой должности я на тот момент проработала чуть больше 5 лет. Месяц профпереподготовки и вуаля, свеженький специалист готов. Знаете, когда я получила диплом о профессиональной подготовке, я задумалась. О чем? Расскажу в одной из следующих статей.

Профессиональный стандарт педагога представляет собой документ, который устанавливает требования к квалификации и профессиональным навыкам специалиста в области образования

Давайте сразу выдержку из него покажу. Какие требования предъявляет Стандарт к образованию человека, который претендует на должность воспитателя.

Высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования "Образование и педагогические науки" либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению профессиональной деятельности в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе с получением его после трудоустройства.

То есть если ты машинист электропоезда, но дополнительное образование имеешь (даже если это программа профессиональной переподготовки) - велком в детский сад.

Но пока что не об этом. Вернёмся к статистике. Благодарю всех, кто принял участие в моем небольшом опросе, касающемся названий учреждений. Что получилось в итоге. Названия детских садов следующие: 2 Солнышка, 2 Сказки, Колобок, Буратино, 2 Теремка, Ручеек, Петушок. Для чистоты эксперимента просто вводила в поисковик название и переходила по первой ссылке. Если видела, что на первых позициях стоят детские сады моей области, ли стала до первого попавшего из другой.

Какие регионы в моей подборке?

  1. Калужская область
  2. Нижегородская область
  3. Ярославская область (2 учреждения)
  4. Московская область
  5. Город Москва
  6. Республика Мордовия
  7. Архангельская область
  8. Ямало-Ненецкий автономный округ
  9. Тверская область

Смотрите. Я брала лишь должность воспитателя в обычных детских садах с группами общеразвивающей направленности.

Ставим ставки. Кого больше? Воспитателей с профильный образованием? Или хотя бы с педагогическим?

Поехали. В моей выборке 95 воспитателей.

  • 37% воспитателей имеют профильное образование
  • 41% воспитателей имеют педагогическое непрофильное образование;
  • 21% не имеют педагогического образования, имеют диплом о профессиональной переподготовке.

С профильный воспитательским все ясно. Давай посмотрим содержание тех 41%, которые имеют хотя бы педагогическое. Кто там?

  • 30% - учителя начальных классов
  • 17% - психологи
  • по 9% биологи/химики, географы и внимание! бакалавры педагогики. Кто они такие? В моей организации тоже был воспитатель с таким образованием. О чем оно? В дипломе не указано. Наверное, универсальный специалист.

Встретилось по 1 разу: учитель русского языка и литературы, олигофренопедагог, учитель истории, методист-организатор, педагог-организатор народного хора.

Заметила интересную тенденцию. Педагоги с направлением подготовки "Дошкольное образование" чаще встречаются в маленьких населенных пунктах, в больших городах воспитатели чаще имеют другие специальности. Думаю что связано это с отсутствием альтернатив для трудоустройства.

Ну а теперь к самому интересному.

Кто еще работает в детских садах?

Вот такие направления подготовки эти люди имеют:

  • Технология лесозаготовки
  • Юриспруденция
  • Социология
  • Ветеринария
  • Бухгалтерский учет
  • Хранение зерна и продуктов его переработки
  • Бродильное производство

Швеи, портные, организаторы досуга, библиотекари и многие другие. Как-то так.

Друзья, хочу обратить ваше внимание вот на что. Я искренне верю, что направление подготовки играет не самую важную роль в профессиональной компетентности педагога. Как говорила мой руководитель: воспитатель - это диагноз. Можно диссертацию по дошколке защитить, но на практике быть абсолютно бесполезным. А можно прийти в детский сад с образованием швеи, но при этом хотеть работать и развиваться и через какой-то промежуток времени стать супер воспитателем.

Безусловно, хотелось бы, чтобы на местах работали кадры с профильным образованием, которые, уже приходя в детский сад, знали зачем они здесь и что должны делать. Не так тяжело, на мой взгляд, адаптироваться к деятельности учителям начальных классов и педагогам-психологам (а их, помните, большинство из тех, кто не имеет профильного педагогического образования). А глубоко переподготовленных специалистов необходимо обучать на месте, даже самым казалось бы ерундовым вещам, так как профессиональная переподготовка - чаще всего лишь бумага.

Друзья, а что вы думаете на этот счет? Есть ли в ваших организациях воспитатели, не имеющие педагогического образования и прошедшие программы профессиональной переподготовки? Или может быть Вы и являетесь таким специалистом? Поделитесь вашим опытом. Как вы приняли решение стать воспитателем?

Ну и благодарю за лайк. В следующей статье расскажу о профессиональной переподготовке, в том числе и моем опыте. Подписывайтесь, чтобы не пропустить.