Друзья, привет. Сегодня порция статистики. Ну и немного размышлений. Кто работает воспитателям в детских садах? Воспитатели? Педагоги? Или люди совершенно иных профессий? И при чем здесь Профессиональный стандарт "Педагог".
Как там говорят? Начни с себя? Давайте начнём.
Методист в отставке по образованию учитель биологии и химии. Педагог, не около. Уже радует. Но не дошкольник. Что у меня из дошкольного? Ничего, кроме опыта, рекомендаций старшего воспитателя и тонны методической литературы, изученной самостоятельно. Методист когда и откуда? Когда нужно было аттестоваться. В этой должности я на тот момент проработала чуть больше 5 лет. Месяц профпереподготовки и вуаля, свеженький специалист готов. Знаете, когда я получила диплом о профессиональной подготовке, я задумалась. О чем? Расскажу в одной из следующих статей.
Профессиональный стандарт педагога представляет собой документ, который устанавливает требования к квалификации и профессиональным навыкам специалиста в области образования
Давайте сразу выдержку из него покажу. Какие требования предъявляет Стандарт к образованию человека, который претендует на должность воспитателя.
Высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования "Образование и педагогические науки" либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению профессиональной деятельности в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе с получением его после трудоустройства.
То есть если ты машинист электропоезда, но дополнительное образование имеешь (даже если это программа профессиональной переподготовки) - велком в детский сад.
Но пока что не об этом. Вернёмся к статистике. Благодарю всех, кто принял участие в моем небольшом опросе, касающемся названий учреждений. Что получилось в итоге. Названия детских садов следующие: 2 Солнышка, 2 Сказки, Колобок, Буратино, 2 Теремка, Ручеек, Петушок. Для чистоты эксперимента просто вводила в поисковик название и переходила по первой ссылке. Если видела, что на первых позициях стоят детские сады моей области, ли стала до первого попавшего из другой.
Какие регионы в моей подборке?
- Калужская область
- Нижегородская область
- Ярославская область (2 учреждения)
- Московская область
- Город Москва
- Республика Мордовия
- Архангельская область
- Ямало-Ненецкий автономный округ
- Тверская область
Смотрите. Я брала лишь должность воспитателя в обычных детских садах с группами общеразвивающей направленности.
Ставим ставки. Кого больше? Воспитателей с профильный образованием? Или хотя бы с педагогическим?
Поехали. В моей выборке 95 воспитателей.
- 37% воспитателей имеют профильное образование
- 41% воспитателей имеют педагогическое непрофильное образование;
- 21% не имеют педагогического образования, имеют диплом о профессиональной переподготовке.
С профильный воспитательским все ясно. Давай посмотрим содержание тех 41%, которые имеют хотя бы педагогическое. Кто там?
- 30% - учителя начальных классов
- 17% - психологи
- по 9% биологи/химики, географы и внимание! бакалавры педагогики. Кто они такие? В моей организации тоже был воспитатель с таким образованием. О чем оно? В дипломе не указано. Наверное, универсальный специалист.
Встретилось по 1 разу: учитель русского языка и литературы, олигофренопедагог, учитель истории, методист-организатор, педагог-организатор народного хора.
Заметила интересную тенденцию. Педагоги с направлением подготовки "Дошкольное образование" чаще встречаются в маленьких населенных пунктах, в больших городах воспитатели чаще имеют другие специальности. Думаю что связано это с отсутствием альтернатив для трудоустройства.
Ну а теперь к самому интересному.
Кто еще работает в детских садах?
Вот такие направления подготовки эти люди имеют:
- Технология лесозаготовки
- Юриспруденция
- Социология
- Ветеринария
- Бухгалтерский учет
- Хранение зерна и продуктов его переработки
- Бродильное производство
Швеи, портные, организаторы досуга, библиотекари и многие другие. Как-то так.
Друзья, хочу обратить ваше внимание вот на что. Я искренне верю, что направление подготовки играет не самую важную роль в профессиональной компетентности педагога. Как говорила мой руководитель: воспитатель - это диагноз. Можно диссертацию по дошколке защитить, но на практике быть абсолютно бесполезным. А можно прийти в детский сад с образованием швеи, но при этом хотеть работать и развиваться и через какой-то промежуток времени стать супер воспитателем.
Безусловно, хотелось бы, чтобы на местах работали кадры с профильным образованием, которые, уже приходя в детский сад, знали зачем они здесь и что должны делать. Не так тяжело, на мой взгляд, адаптироваться к деятельности учителям начальных классов и педагогам-психологам (а их, помните, большинство из тех, кто не имеет профильного педагогического образования). А глубоко переподготовленных специалистов необходимо обучать на месте, даже самым казалось бы ерундовым вещам, так как профессиональная переподготовка - чаще всего лишь бумага.
Друзья, а что вы думаете на этот счет? Есть ли в ваших организациях воспитатели, не имеющие педагогического образования и прошедшие программы профессиональной переподготовки? Или может быть Вы и являетесь таким специалистом? Поделитесь вашим опытом. Как вы приняли решение стать воспитателем?
Ну и благодарю за лайк. В следующей статье расскажу о профессиональной переподготовке, в том числе и моем опыте. Подписывайтесь, чтобы не пропустить.