Найти в Дзене

Ценообразование. Спрос, предложение и равновесия рынка и цены.

Оглавление

Мы живем в условиях рыночной экономики, где в большинстве случаев стоимость товаров и услуг не регламентируются законами. И порой из-за этого у нас недопонимание, откуда берется такая стоимость продукции или услуги и можно ли на нее повлиять.

На ценообразование влияют многие факторы, также на повышение и падения цены. Для начало на нужно понять:

  • Что такое спрос?
  • Что такое предложение
  • Что такое рыночное равновесия?

Спрос

Спрос - это платежеспособная потребность в товарах и услуг, то есть это сумма денег, которое население готова потратить на продукцию или услуги.

На спрос влияет некоторые рыночные факторы это:

  • Доходы покупателей
  • Предпочтения покупателя
  • Число продукции и доступность, качество услуг на рынке
  • Конечная цена на запрашиваемую продукцию и услуги

Так же в рыночной экономики, есть возможность выбора количества одноименного товара и услуг, пользующая спросом, по разным ценам. То есть за туже самую сумму денег, покупатель приобретает больше одноименных товаров или услуг в условии, если их цена снизится и также наоборот, если цена повысится то покупатель приобретает меньше товаров и услуг за туже сумму денег.

Зависимость количества проданных благ (товары, услуги) от уровня цен можно изобразить графиком (График №1). Кривая спроса (D) (demand cuive - англ.) показывает, какое количество экономического блага готовы приобрести покупатели по разным ценам в данный момент времени.

График №1 Кривая спроса (D) (demand curve - англ.) P - цена, Q - приобретаемые блага (товары, услуги)
График №1 Кривая спроса (D) (demand curve - англ.) P - цена, Q - приобретаемые блага (товары, услуги)

Рассмотрев график, мы увидим, что точка А означает высокую цену, вследствии уменьшается объем приобретаемых благ. А точка В, показывает низкую цену, а значит увеличение объема обретаемых благ. Можно сделать вывод, чем выше цена цена товара, тем меньше спрос на него со стороны покупателей - это закон спроса. Из этого выливается в эффект замещение и эффект дохода.

Эффект замещения показывает как изменение цены влияет на величину спроса на товар в результате его подорожания или удешевления относительно других благ. Понижение цены товара вызывает рост объема спроса на него. Более низкая цена одного блага при неизменных ценах на другие повышает его привлекательность, стимулирует потребителей заменить подешевевшим товаром другие товары, оказавшиеся относительно более дорогими.

Эффект дохода показывает как изменение цены влияет на величину спроса на товар в результате повышения или понижения реального дохода потребителя. Если денежный доход потребителя неизменен, то повышение цен означает уменьшение реального дохода, выражающего действительное количество товаров, которое можно приобрести на его денежный доход. Когда цена некоторого блага растет при неизменном денежном доходе, то реальный доход потребителя понижается, и он будет сокращать потребление почти всех благ и потребитель чувствует себя бедным, а в случае понижении цены на товар потребитель чувствует себя богаче и хочет приобрести большее количество товара.

Предложение

Предложение - это количество товаров и услуг, которое хочет продать на рынке производитель.

  • На предложение влияет рыночные факторы:
  • Число продавцов на рынке
  • Технический прогресс
  • Движение цен на другие товары
  • Цены на продаваемую продукцию
  • Налоги и дотации

Зависимость количества произведенных благ от уровня цен может быть изобразить графиком (График №2). Кривая предложения (S) (supply curve) показывает, какое количество экономического блага готовы продать производители по разным ценам в данный момент времени.

График №2 Кривая предложения (S) (supply curve) P - цена, Q - продаваемые блага (товары, услуги)
График №2 Кривая предложения (S) (supply curve) P - цена, Q - продаваемые блага (товары, услуги)

Рассмотрев график, мы увидим, что точка А означает низкую цену, вследствии уменьшается объем предложение товара у производителя. Точка В, показывает высокую цену, а значит увеличение объема предложения товара. Можно сделать вывод, чем выше цена цена товара, тем меньше спрос на него со стороны покупателей - это закон спроса. Из этого выливается в эффект замещение и эффект дохода. То есть фактически кривая предложения характеризует зависимость величины предложения (объема продаваемых благ) от цены. Изображенная кривую предложение характеризует уровень цен и объем продаж блага в определенный момент времени. Можно сделать вывод по этой кривой, чем выше цена, тем в большей мере растет предложение продуктов со стороны продавцов - это закон предложения

Равновесная цена и рыночная равновесия

Когда происходят сделки на рынке, в этот момент сталкиваются интересы и желания покупателей и продавцов (производители), то есть в этот момент сталкиваются интересы спроса и предложения.

Покупатели стремятся приобрести нужный и более дешевый товар, чтобы удовлетворить свою потребность. С учетом своего дохода они предлагают за товар свою цену, которую в состоянии и намерен уплатить потребитель, в этот момент появляется цена спроса

Цена спроса - это та цена товара, которую в состоянии и намерен уплатить потребитель.

У продавцов (производителей) другой интерес. Они заинтересованы продать товар по дороже и они предлагают свою цену за товар, так появляется цена предложения.

Цена предложения - это та цена товара, по которой продавцы (производители) товара на данном рынке предлагают его к продаже.

Поэтому рынок должен учесть и уравновесить интересы покупателей и продавцов (производителей). Найти тот компромисс цены, чтоб удовлетворял интересы с той и с другой стороны. Когда предложение и спрос совпадают или эквивалентны (равноценны) при приемлемой для потребителя и производителя цене, появляется рыночное равновесие.

Рыночное равновесие — ситуация на рынке, когда спрос на товар равен его предложению в данный момент; объём продукта и его цену называют равновесными.

Экономический смысл данного равновесия заключается в том, что оно загоняет в рамки продавцов (производителей) и покупателей, и они связаны между собой возможностями и желаниями, чтобы установит конечную цену. Рыночное равновесие может создаваться по договоренности, а также под воздействием государства.

Рыночное равновесие – это лишь момент в движении спроса и предложения. Дело в том, что рынок – это динамичное явление с тенденцией к постоянным переменам. Поэтому точка рыночного равновесия всегда будет меняться без видимых перемен.

В результате взаимодействия цены спроса и цены предложения устанавливается рыночная цена. Рыночную цену называют еще ценой равновесия, поскольку она находится на том уровне, когда продавец еще согласен продать, а покупатель (производитель) уже согласен купить.

Рыночная цена (цена равновесия) - это компромиссная цена, по которой товар действительно продается и покупается

Рыночное равновесия, можно изобразить графиком (График №3) В графике совмещены кривая спроса и кривая предложение. Точка А, где пересекаются кривые - это цена равновесия. Любая иная точка создает диспропорцию между спросом и предложением.

График №3 Модуль равновесия: D - кривая спроса, S - кривая предложение P - цена на товар Q - объем товара, А - точка равновесия
График №3 Модуль равновесия: D - кривая спроса, S - кривая предложение P - цена на товар Q - объем товара, А - точка равновесия

При цене Ре достигается рыночное равновесие. Это положение, при котором количество товара, предлагаемого к продаже, равно количеству товара, которое покупатели намерены приобрести.

Р2 цена выше равновесной возникает возрастание число продавцов (производителей) за счет тех, кто имеет большие затраты. Следовательно, возрастает и величина предложения. Но повышение рыночной цены уменьшает число покупателей за счет тех, кому эта цена станет недоступной. В результате возросшей величине предложения будет противостоять гораздо меньшее платежеспособное число покупателей. Возникает перепроизводство, избыток (затоваривание).

При цене P1 ниже равновесной, то число покупателей возрастает за счет тех лиц, которым была недоступна цена на уровне точки А. Следовательно, возрастет и величина спроса. Но снижение рыночной цены уменьшит число продавцов (производителей) за счет тех, кому эта цена неприемлема, так как не возмещает даже затраты. В результате возросшей величине спроса будет противостоять гораздо меньшее предложение товара. Формируется дефицит товара.

Рынок всегда конкурентен и всегда будет стремится к рыночному равновесию, при возникновения дефицита товара цена растет, производители начинают расширять производство, даже появляется новые чтобы выпускать и продавать товар. Постепенно спрос насыщается, и происходит рыночное равновесия. При возникновении избытка товара наблюдается снижение цен. Это ведет к свертыванию производства. В результате рынок снова приходит в состояние равновесия.

Вывод

Во время сделки играют два фактора - спрос и предложение, определяется объем товара и уровень цен на рынке. А поскольку рыночная экономика динамична, то добиться изменения можно, если регулировать величину спроса и величину предложения.

Итак, в результате взаимодействия рыночного спроса с рыночным предложением устанавливается рыночная цена Только рыночная цена приводит к тому, что на рынке нет ни избытка товара, ни его дефицита. Любая цена выше равновесной побуждает продавцов (производителей) производить большее количество товаров. Но эта высокая цена отбивает у потребителей желание купить предлагаемого количество товара. На рынке возникает избыточное предложение, превышающее спрос. Избыточное предложение приводит к снижению цен до уровня равновесных. Любая цена ниже равновесной влечет за собой возникновение дефицита товара. На рынке возникает дефицит спроса, превышающий предложение. А он в свою очередь ведет к повышению цен, которое будет продолжаться, пока спрос не станет равным предложению. Цены будут расти или падать, пока продавцам и покупателям не удастся достичь уровня равновесной цены.