В меню ряда кафе и ресторанов, помимо блюд и напитков, которые предлагает заведение, можно встретить и перечень штрафов за разбитую посуду. Всегда ли клиент несет ответственность за упавший со стола бокал или тарелку, рассказал юрист Василий Перфилкин
— Василий Владимирович, что делать, если случайно разбили бокал в ресторане?
— Я бы посоветовал переместиться подальше от осколков в целях собственной же безопасности и позвать официанта или администратора. С юридической точки зрения делать ничего не нужно.
— А если ресторан настаивает на штрафе? Каким он может быть?
— Администрация заведения не имеет право штрафовать посетителя за разбитую посуду. Это ущерб, а значит порядок действий регламентируется статьей 1065 Гражданского кодекса РФ. А ущерб есть там, где есть доказанная вина гражданина. Если речь идет о непреднамеренно разбитом бокале, то штрафа быть не может.
— А когда посуда разбита, например, в ходе потасовки?
— В таком случае как раз можно говорить о наличии вины и других условий ответственности.
— Иногда в меню можно встретить пункт «штраф за разбитую посуду» и сумму.
— Заведение может разместить подобный пункт на основании какого-нибудь внутреннего устава, но клиент может оплачивать или не оплачивать этот пункт на свое усмотрение. Обязать платить заведение не имеет права. Если начать разбираться, то дело очень тонкое, требует экспертизы, чтобы оценить, например, степень износа посуды. Делать это ради бокала или тарелки никто не будет.
— Как быть, если в ресторане все-таки требуют оплатить за битую тарелку?
— В ответ потребовать предоставить ему документы, подтверждающие стоимость и дату ее приобретения, а также результаты крайней экспертизы со степенью износа. Гражданин может возместить убытки только в добровольном порядке или предложить ресторану обратиться с иском в суд.
— В каком случае суд может встать на сторону ресторана?
— Только в том случае, если будет доказано, что гражданин умышленно причинил ущерб имуществу заведения.