Найти в Дзене

Бабулечки. Глава 2

Начало, первая глава

Рита без слов поняла, что Юрий не готов выкладывать значительную сумму ради ее бабушки.

— Возможен такой вариант, — теперь размышлял Юрий, — Сдадим вашу квартиру. Месторасположение хорошее, основная мебель там есть, нанимателей найдем. И за счет этих денег будем оплачивать интернат для твоей бабульки. Пожалуйста, не становись сразу в позу. Я же не предлагаю сдать ее в дом престарелых. Речь о частном интернате, комфортном, со всеми удобствами. Поверь, отношение общества к этому вопросу изменилось. На Западе старики уже, в основном, так и живут. Они не хотят обременять молодых, а в интернатах их окружают ровесники, организована медицинская помощь – те же уколы сделают без проблем.

И близкие спокойны. Ну как им работать с полной отдачей, если старушка с деменцией остается дома? Бог знает, что она может натворить! А там все под контролем. Подумай…

Изображение используется на правах коммерческой лицензии
Изображение используется на правах коммерческой лицензии

В эту ночь Маргарита опять лежала без сна. Она ясно понимала, что сейчас на весах ее дальнейшая судьба. На другой вариант, кроме предложенного, Юрий не согласится, это факт. Скорее всего, он не разорвет с ней отношения резко, они будут встречаться еще какое-то время. Молодой человек привык поступать «красиво». И вскоре он скажет Маргарите — прости, но я встретил другую. А на самом деле причина расставания будет в том, что любимая девушка не пошла ему навстречу.

Сейчас Юрий был для Маргариты смыслом всей жизни. Она не представляла, как может его потерять. Расстаться с женихом значило для девушки – идти в одиночку по пустыне, по выжженой земле, никто и ничто не сможет ее больше заинтересовать. А счастье ведь так близко! Заявление в ЗАГС уже подано, день свадьбы назначен. И даже стопка приглашений лежит в ящике стола. Для Маргариты был бы праздник – сесть за стол и начать составлять список гостей.

Может быть, этот интернат не так уж и плох? Маргарита даже знала, где он находится. Возле леса, в здании бывшей гостиницы. Девушка включила ноутбук и отыскала нужный сайт, который теперь есть у каждой мало-мальски уважающей себя организации. Она рассматривала фотографии комнат – помещения большие, светлые… уютные, насколько это возможно. Почитала распорядок дня, где основное внимание уделялось питанию – стариков кормили пять раз в день. И библиотека в интернате была. Маргарита невольно пожала плечами – зачем она, если пожилые люди в большинстве своем уже плохо видят. И медсестра дежурила круглосуточно. И школьники приходили к постояльцам с концертами – вот даже фотоотчет.

Единственное, что нарушало идеальную картинку – Маргарита помнила, как несколько раз проходила летом мимо интерната. У входа стояли скамейки и на них сидели старички. Видно, выходили подышать воздухом, погреться на солнце. Многие замерли в неподвижности, кто-то опирался на тросточку, кто-то прикрыл глаза. Девушке казалось, что эти пожилые люди все чего-то ждут. Может, того, что о них вспомнят близкие и навестят. Маргарите пришло на ум сравнение – старики точно светильники, в которых чуть теплится огонек. Они ждут… пока кто-то заставит этот огонек разгореться, или он погаснет – уже окончательно.

Еще несколько дней девушка не находила покоя, уговаривая себя — надо все-таки решиться и сделать этот шаг.

Наконец, она договорилась по телефону о встрече с директором и съездила, чтобы уточнить все нюансы. Конечно, свободное место в интернате нашлось. Более того, в основном, пожилые люди жили по четыре – шесть человек, а бабушке Маргариты предложили вариант люкс – комнату на двоих.

— У нас есть и одноместные палаты, но их редко кто-то выбирает, — сказала директор, — Во-первых, дорого, во-вторых, скучно. С соседкой-то веселее, всегда есть, с кем поговорить.

Они вдвоем пошли смотреть комнату. В коридоре ароматно пахло пирогами, у окна в инвалидной коляске сидел мужчина и читал книгу.

— Мы же не только стариков берем, — объяснила директор, — Но и больных людей, которые без надежды на выздоровление… Родственникам так тяжело, что они готовы любые деньги платить. Самый дорогой вариант – это когда человека полностью обслуживать надо. Вот недавно брали девочку с рассеянным склерозом. Девочка…ей уже под тридцать. Живет с мамой. Та сама уже была на грани – руки тряслись, полное нервное истощение. И вот пока дочка у нас лежала, мама хоть в санаторий съездила, восстановилась немного. Потом вернулась и забрала свою Жанну.

— Отсюда в любой момент можно забрать родственника? — спросила Маргарита.

Директриса кивнула:

— Конечно.

Это стало для Маргариты хоть каким-то утешением. Она успокаивала себя — в конце концов, бабушку тоже можно привезти сюда на какой-то недолгий срок. Может быть, потом всем переменится. Юра увидит, что жена скучает по старушке и согласится взять ее обратно. А вдруг, здесь получится вылечить бабушку, и она вернется в свою квартиру и будет спокойно жить там до глубокой старости. Маргарита сама понимала, что это наивные детские мечты, но чем-то надо же было заглушить угрызения совести.

А потом директор без стука вошла в ту комнату, о которой говорила Рите. На постели сидела худенькая старушка и вязала. Маргарите в глаза бросились ее маленькие – прямо-таки детские ножки в беленьких носочках.

Над кроватью висело множество икон и лампадка.

— Ну, Нина Васильевна, скоро у вас будет соседка, — с преувеличенной бодростью сказала директор, — Бабушка вот этой девушки. Расскажите, нравится ли вам у нас?

— Слава Богу за все, — кротко ответила старушка, не отрываясь от вязания.

— Навещают вас дети? Вот в это воскресенье к вам приходил кто-то, — продолжала директор.

— То не дети, подружка моя старинная приходила. А дети что ж… У них своя жизнь. Плату за меня вносят аккуратно. Или нет? — старушка подняла глаза.

— С этим все в порядке, — успокоила ее директор, — Как вам тут живется?

— Вам не бывает одиноко? — голос у Маргариты невольно стал хриплым.

— Надо принимать всё, что есть, с благодарностью — сказала старушка неожиданно твердо, — Своим я давно уже лишней стала. А Бог – он и тут со мной. Сколько отведет мне еще дней – столько и проживу.

— Ладно, пойдемте, — директор взяла Маргариту под руку и вывела из комнаты, — Привозите свою бабушку. Ручаюсь, она всем будет довольна.

И вот, состоялся этот, самый трудный в жизни девушки, разговор. Вечером, после ужина, она сказала бабушке, что хочет поговорить с ней на важную тему.

— О чем же? — удивилась пожилая женщина, — Со свадьбой вроде бы все решено…

— Мы с Юрой решили… что ты… какое-то время поживешь в интернате, — запинаясь, объясняла Маргарита.

Она спешно говорила, что это очень хороший интернат, замечательные условия, музыкальный салон, библиотека… Бабушка смотрела мимо нее куда-то в окно, и лицо у нее становилось все более замкнутым и отстраненным.

— Когда я должна собраться? — спросила она.

И ни одного слова возражения! Бабуля безропотно приняла свою долю.

— Если хочешь, можем поехать завтра, — несмело сказала Маргарита, — И тебе необязательно брать все свои вещи. Может быть, ты там поживешь месяцок, и вернешься.

Сама она понимала, что это будет не так просто. На первый взнос за бабушку денег у нее хватило. Но дальше ведь придется сдавать квартиру, и, если что — жильцов, согласно договору, надо предупреждать заранее о выселении. Им нельзя сказать - чтобы завтра вас тут уже не было...

СЛЕДУЮЩАЯ, ТРЕТЬЯ ГЛАВА