Предыдущая, вторая глава *** Начало, первая глава
Утром, когда Маргарита позвала бабушку завтракать, та была уже готова. Ее вещи уместились в небольшом чемодане (да, у бабушки еще сохранился жесткий старинный чемодан) в холщовой сумке. От еды старушка отказалась, Рите тоже кусок в горло не лез, и, чтобы скорее закончить тяжелую сцену, девушка поспешила вызвать такси.
Приехал по вызову молодой парень, наверное, чуть старше Маргариты, помог отнести вещи в автомобиль. Хорошо, что, заказывая машину, девушка сразу указала пункт назначения. Сказать это ей было бы стыдно. Казалось, весь мир знает, что она избавляется от единственного родного человека, отдает бабулю чужим людям.
Новую постоялицу встретили приветливо. Сотрудники уже были предупреждены. Рита вместе с бабушкой прошла по длинному коридору. Вот и комната… Соседка все так же сидела и вязала.
— Помочь тебе разложить вещи? — спросила Рита бабушку.
Та молча покачала головой. Опустилась на постель, достала из сумки фотографию мужа, ту самую, которая всегда была у нее на столе. А рядом — стоял портрет Риты. Сейчас она поставила снимок мужа на тумбочку. Это было единственное фото, которое она взяла из дома. И это значило, что у старушки теперь – один родной человек, да и тот – на другом уже свете.
— Ты можешь вскоре вернуться, — начала снова Рита.
И тогда бабушка сказала чужим, каким-то незнакомым голосом:
— Старое дерево нельзя пересаживать с корнями — туда-сюда.
Рита выбежала из здания интерната. Таксист ждал ее. Но сейчас девушке было не до него. Она рыдала и не могла остановиться. Парень вышел из машины, и отвел Маргариту в сторону, усадил ее на ближайшую лавочку.
— Я последняя дрянь, — твердила девушка, — Пусть все считают, что это правильно, разумно, что так и должно быть, и все-таки я совершаю сейчас что-то непоправимое…
— Понимаю, — сказал спокойно парень.
— Нет, вы не можете понять…У меня же никого в жизни больше не осталось из родных. И я не знаю еще даже, каким мужем будет мой жених…
— Нет, я как раз могу вас понять. Потому что у меня похожая история…
Молодого человека звали Андреем.
— Я всегда считал, что у меня очень хорошая семья, — начал рассказывать он, — Отец с матерью дружные, никогда не ссорятся, не занудствуют. Мне даже одноклассники завидовали, которым влетало от их предков. А мои на выходные всегда что-то придумывали. То в волейбол с друзьями играть, то в поход, то в бассейн. Когда я собаку захотел – тут же купили колли. Вообще мы были такой образцово-показательной семьей. Вот только в отпуск родители мои всегда ездили вдвоем, а я этот месяц проводил у бабушки. И все были довольны. Отец с мамой отдыхали от родительских обязанностей, наверное, им хотелось побыть наедине друг с другом. А мне у бабушки было хорошо.
Она жила в старом доме, построенном, еще, наверное, в девятнадцатом веке. Это не какой-то архитектурный памятник, но дома каменные, еще держатся, и их никак не запланируют под снос — вечно не находится достаточно денег.
Работала бабушка библиотекарем. И, как вы понимаете, мне всегда было что почитать. Мы отлично ладили. Я уезжал к ней из нашего нового района в старую часть города. А по бабушкиной улице только сбеги вниз – тут тебе и набережная, и речной вокзал, мороженое, пляж…Друзья у меня появились – тоже жили в старых домах.
И еще… Бабушка в душе сама была как ребенок. Мои родители – такие хорошие, правильные, говорили умные трезвые вещи. А бабушка всегда верила, что бывает такая романтическая жизнь, как в книгах, такая любовь…. С ней можно было мечтать о чем угодно. Одно время я хотел быть капитаном, потом собирался построить такой домик в стиле ковбойского, завести лошадей. И ни разу бабушка не сказала: «Андрей, что за бред ты несешь?!»
Уже, когда я учился в старших классах школы, родители как-то предложили взять меня с собой, посмотреть Питер. Но я представил, что бабушка так ждала лета, которое мы с ней проведем вместе, и отказался.
Когда я окончил институт, бабушка уже чувствовала себя неважно. Она перенесла тяжелое воспаление легких, долго восстанавливалась. И ее к тому же память подводить начала. Она путалась, что и куда положила, порой с трудом вспоминала нужное слово. Тогда родители и заговорили о доме престарелых. По их мнению – это был самый удобный выход. Они знали, что квартиру свою бабушка завещала мне, и теперь твердили, что так всем будет лучше, за старушкой станут ухаживать, у меня появится свое жилье.
И, наконец, отец привел последний аргумент. Бабушка – даже не родной нам человек. В свое время она усыновила отца, взяла его из детдома. Так что выражение «родную мать сдал государству» тут не подходит. Конечно, мы будем навещать бабушку в доме престарелых, приносить ей гостинцы…
Но я даже не задумался. Я вспомнил, что когда был маленьким, бабушка отказывалась от всех удовольствий – от театра, от встреч с друзьями, от свиданий с мужчиной, который за ней тогда ухаживал – все ради того, чтобы побыть со мной, почитать мне книжку, погулять вместе. Я был для нее светом в окошке, в полном смысле этого слова. Как же я мог ее предать?
Собрался я и переехал к бабушке. Родители какое-то время бунтовали, пугали тем, что семьи у меня никогда не будет. Но тут уж без вариантов. Или избранница принимает бабушку, или это — не моя девушка.
— Знаете что, — сказала Маргарита, вытирая глаза, — Очень хорошо, что именно вы нас сюда привезли. Пожалуйста, подождите еще немного.
Она взбежала на крыльцо интерната и набрала номер Юрия.
— Свадьбы не будет, — сказала она, — И не звони мне больше, пожалуйста, ни о чем не спрашивай. Ищи себе другую девушку, которая не обременена бабушками.
После этого она вихрем пронеслась по коридору интерната, а назад, к машине Андрея вернулась уже вместе со старушкой.
— Прости меня, бабулечка, — повторяла она весь этот вечер, то и дело находя повод, чтобы подойти к бабушке, погладить ее по седым волосам или просто прижаться к груди, — У меня ведь никого нет, кроме тебя.
А на другой день Маргарита позвонила Андрею и поблагодарила его:
— Спасибо, что не дали мне совершить роковую ошибку, — сказала она, — Послушалась бы я кое-кого, а потом мучилась всю оставшуюся жизнь. А если бы что-то случилось, я бы уже ничего не смогла исправить.
— Я рад, — сказал Андрей, — Рита, а вы не хотите пойти куда-нибудь со мной? Ну, например, у нас в парке показывают по вечерам кино под открытым небом… Вы как?
— С огромным удовольствием, — ответила девушка.
…Все лето они встречались, а в начале осени подали заявление в ЗАГС. И Рита уже не думала о том, что нарядное платье – это чуть ли не самое важное в торжественный день. Главное, теперь они с Андреем будут вместе.
— А где мы будем жить? — спросила она у жениха.
— Я придумал, — сказал он, — Давай продадим квартиры и купим дом за городом.
— Отличная идея! И ты заведешь там лошадь?
— Посмотрим! — Андрей рассмеялся и чмокнул невесту в макушку.
Так они и поступили.
Дом выбрали идеальный, достаточно просторный, чтобы всем в нем нашлось место. Бабушка Риты с наслаждением занялась разведением цветов, а бабушка Андрея пообещала молодой паре, что соберет самую лучшую библиотеку, будет, что почитать долгими зимними вечерами.
Вскоре Андрей получил повышение на работе, теперь ему уже не нужно было подрабатывать таксистом, и он мог все свободное время посвящать семье.
И, когда через год на свет появился долгожданный малыш, у него было сразу две прабабушки, которые к тому времени стали лучшими подругами.
Спасибо всем огромное, мои хорошие, за то, что прочли рассказ до конца, за ваши добрые комментарии и лайки.
Желаю всем крепкого здоровья, тёплых улыбок вокруг и всегда солнечного настроения, независимо от погоды за окном! 🌼🌼🌼
Не забывайте, что больше повестей и рассказов можно читать на моем втором канале