Маргарита никогда не была обижена судьбой. Хотя родителей своих она не знала, воспитали ее дедушка и бабушка. Так случилось, что мама девушки умерла во время родов. И хоть в современном мире такое случается довольно редко, почему-то именно на ее долю выпало такое несчастье. Врачи не сумели остановить открывшееся кровотечение.
Как пережили родители смерть дочки, Маргарита так и не узнала. Ни бабушка, ни дед никогда не говорили с ней на эту тему, избегая бередить свою старую рану.
С мужем дочери отношения у них не сложились. Всем вокруг с самого начала было ясно, что Николай и Ольга совсем не подходят друг другу. Она – ответственная, серьезная, с высшим образованием. Он – простой рабочий, которому трудно было написать даже открытку, поздравить знакомых с праздником. Но главное, что руководствовался Николай в жизни двумя принципами. Один плавно вытекал из другого. «Образование ума не дает», — говорил он то и дело. Второй постулат гласил: «Все бабы - дуры».
Руководствуясь этой теорией, он мало ценил жену, которая окончила школу с золотой медалью, а ВУЗ – с красным дипломом. Наоборот, Ольга должна была подстраиваться под сферу его интересов, в которую входила рыбалка, футбол и, что греха таить, пьянка.
Знакомые задавались вопросом - что же свело вместе эти двух, таких непохожих людей? Николай был красив, на него заглядывались многие девчонки. А за Ольгой никто прежде не ухаживал из-за того, что девушка была строгой и серьезной. Видимо, она не устояла, влюбившись первый раз просто за внешность. Николаю же лестно было, что он смог «срубить дерево не по себе» — интеллигентные и обеспеченные девицы редко выходили замуж за таких, как он.
Родителям Ольги тяжело было видеть, как зять то и дело унижает их дочь. Поэтому молодые стали жить отдельно. Уже после нескольких лет такой жизни Ольга начала увядать. Стала выглядеть гораздо старше своих лет. Муж ее не жалел — на даче она работала наравне с ним, несла домой тяжелые сумки с урожаем, на молодой женщине держалась вся домашняя работа. Да и на зарплату она могла рассчитывать только на свою, потому что большую часть собственной получки Николай пропивал.
Почему же она от него не ушла? Тоже часто спрашивали те, кто видел жизнь этой пары. Да просто Ольга выросла в крепкой семье, и ей до конца не верилось, что мужа нельзя как-то перевоспитать, изменить. По природе своей женщиной она была верной и честной, никогда не смогла бы, имея мужа, завести любовника. Вот и старалась брать на себя побольше работы, а во время семейных ссор всегда первая просила прощения. Казалось, ей хотелось сохранить семью, во что бы то ни стало.
Когда Ольга забеременела, Николай обрадовался. Он надеялся, что родится сын, вместе с которым со временем, конечно, можно было бы ходить на рыбалку, пить пиво в бане… Словом, вырастет мужик, наследник рода.
Но родилась Маргарита. Две недели девочка находилась в роддоме. Николай как запил, узнав о смерти жены, так и не просыхал. В конце концов, младенца забрали дедушка с бабушкой. Николая же, год спустя, лишили родительских прав. Родители Ольги настояли на этом, они не хотели, чтобы зять когда-нибудь предъявил права на их внучку.
Впрочем, мужчина и не настаивал. Было совершенно ясно, что дочь ему не нужна – он даже не вспоминал о ней. Позже стало известно, что он встретил женщину – свою ровню. Оба завербовались на Север, он работает слесарем, она – поварихой. Он ходит у нее по одной половице и даже бросил пить, только по праздникам позволяет себе несколько рюмок «беленькой».
Маргарита выросла в тихом доме рано постаревшей четы. Воспитание ее во многом отличалось от сверстников. Девочку научили читать задолго до школы, у дедушки с бабушкой была отличная библиотека, поэтому книги заменили маленькой Рите подруг.
Маргарита прекрасно училась, всегда знала больше своих одноклассников, даже «четверка» в дневнике была для девочки редкостью. Дед с бабушкой жили довольно экономно, но раз или два в год старались съездить куда-нибудь с внучкой. Вместе с ними Маргарита посмотрела старинные русские города, побывала в музеях Москвы и Санкт-Петербурга, увидела Крым, Кавказ, Прибалтику.
Вечерами дедушка читал вслух, бабушка вязала, а Маргарита нередко уносилась куда-нибудь в мечтах. Она не знала о настоящих отношениях своих родителей, поэтому мечтала о романтической любви. Возможно, если бы она в течение долгих лет видела своего отца в запоях, одна мысль о супружеской жизни вызывала бы у нее отвращение. Но примером для нее стали родители матери – они с любовью заботились друг о друге, никогда не ссорились, все вопросы решали вместе, дружно, спокойно. И Рита знала – ее семейная жизнь будет такой же счастливой.
Своего жениха Маргарита встретила во время праздника. К городскому округу относилось несколько сел побережья, и вот там, в разгар лета и развернулась ярмарка народных умельцев, приехали даже артисты выступать. Мероприятие проходило каждый год, и Рита старалась его не пропускать. Ей нравилось ходить по торговым рядам, покупать национальные блюда – плов прямо с огня, тонкие картофельные лепешки с мясом, выбирать себе глиняную посуду, дешевые, но оригинальные украшения, мыло ручной работы. А потом допоздна сидеть на траве под открытым небом, слушать концерт, смотреть на праздничный фейерверк.
Но в этот раз было уж слишком жарко. Фестивальная поляна – огромная. Ни деревца, ни кустика. Даже торговцам было не сладко, хоть они-то разложили свои товары под навесами. А уж когда солнышко печет прямо в макушку… Маргарита почувствовала себя очень плохо. Кое-как выбралась она из толпы, покачиваясь дошла до речки, присела на камень.
— Девушка, вы что-то очень бледная, — окликнул ее молодой человек, — Вам не плохо ли?
Он только что вышел из воды, на загорелом торсе блестели крупные капли.
Маргарита призналась, что чувствует себя неважно. Юрий – как представился ее новый знакомый — проводил девушку сначала к медикам, которые дежурили на мероприятии, потом – когда ей стало легче – отвез ее домой. Машина у молодого человека была с кондиционером, так что Рита окончательно пришла в себя.
Прощаясь, Юрий не забыл спросить у Маргариты номер телефона. Он мотивировал это тем, что хочет знать – все ли с ней в порядке? Так что вечером он позвонит.
Так начались их встречи. Молодой человек работал в компании, оказывающей юридические услуги, и зарабатывал вполне прилично. А дедушке с бабушкой нравилось, что он красиво ухаживает за внучкой. Дарит цветы, приглашает то в кино, то на концерт. И обязательно довозит в условленный час до самого подъезда.
Юрий не предложил девушке проверить отношения с помощью модного гражданского брака, он сразу сделал ей настоящее предложение руки и сердца. И Рита, которая к этому времени уже была по уши влюблена, конечно, согласилась. Вот и для нее настало время ходить в салоны, подбирать себе свадебное платье, туфельки, белье, украшения. Молодой человек сказал, что подвенечный наряд – это его свадебный подарок, пусть не стесняется и выбирает то, что ей нравится.
Рита только счастливо вздохнула. Прекрасные платья на манекенах стоили слишком дорого, в ее семье таких денег теперь и не было. Бабушка уже предлагала продать немногочисленные золотые украшения, которые были в доме – несколько колечек, цепочку с кулоном, сережки — и купить все, что полагается невесте. Конечно, она и представить не могла, какие теперь цены. Хорошо, что Рите не пришлось ее огорчать.
Заявление молодые уже подали, день свадьбы был назначен. Но тут неожиданно умер дедушка. Встал утром, оделся, после завтрака опустился в свое любимое кресло, чтобы послушать радио, и неожиданно уронил голову на грудь. Врачи диагностировали острое нарушение мозгового кровообращения.
Смерть старика, который заменил Маргарите отца, выбила девушку из колеи, она была глубоко потрясена такой неожиданностью. Но понимала, что бабушке еще хуже – она лишилась человека, которого когда-то полюбила, вместе с которым прожила долгую жизнь. Теперь она осиротела, никого не осталось на свете, кроме Риты и нескольких подруг.
После похорон девушке впервые пришлось решать серьезный вопрос. После свадьбы она собиралась жить у Юрия. У него была отличная квартира, полностью обставленная, с шикарным дизайном. Маргарита планировала часто навещать своих родных, но что же делать теперь?
Бабушка резко сдала после смерти любимого мужа. Передвигалась она теперь как-то неуверенно, держалась за мебель. Если прежде старушка могла читать в очках, то теперь зрение ухудшилось. И речи быть не могло о том, чтобы бабушка сама ходила в магазин или делала какую-то домашнюю работу, отнимающую силы. Помыть полы, например, она была теперь неспособна.
Маргарита несколько ночей почти не спала, а при очередной встрече с Юрием сказала ему, собравшись с духом:
— Свадьбу надо отложить хотя бы до сорока дней. Иначе не по-людски получится. И я хотела тебе предложить – переезжай ты к нам, когда поженимся. Хотя бы временно.
— О чем ты говоришь? — Юрий вскинул брови.
— Ну, понимаешь, у меня же не будет ни минуты покоя. Я все время стану думать – как тут бабушка? Вдруг она пошла в ванну, поскользнулась, упала и лежит, не может позвать на помощь. Врач прописал ей уколы, я их делаю каждый вечер. И мне будет трудно постоянно ездить через весь город, чтобы готовить еду хотя бы на несколько дней. В общем, как ни кинь – всюду клин. А если мы будем жить здесь – ведь у меня своя отдельная комната — тогда я смогу быть спокойна за бабушку. Может быть, ее удастся подлечить, и тогда мы переедем к тебе, как и планировали.
— Нет, я на это не согласен, — Юрий впервые возразил невесте, — Я много вложил в свою квартиру, только там я чувствую себя дома. Могу вести себя как хочу, ни перед кем не должен отчитываться. А здесь…. У старушек столько правил, установок… Как нужно себя вести, что можно и что нельзя…
— Моя бабушка не такая, — горячо возразил Рита, — Она не будет нас притеснять.
— Ты просто привыкла тут ко всему, вот и не замечаешь. А в доме все поставлено так, как старики считали правильным. Кроме того, извини, я не любитель стиля «ретро». Это хорошо для поколения, которое уже отжило свое, но сидя тут, в четырех стенах, я через несколько дней начну чувствовать себя неудачником, который обречен на такое вот… существование.
— Что же делать? — Рите было очень обидно, но она постаралась сдержаться, найти какой-то выход, — Может быть, нанять сиделку?
— А ты знаешь, какие у них расценки? Надо ведь будет приглашать сразу двух-трех, чтобы с бабушкой кто-то находился круглосуточно. Ты – студентка, твоей стипендии хватит разве что на сутки их работы.
Рита без слов поняла, что Юрий не готов выкладывать значительную сумму ради ее бабушки...