Прославленный воин, он отличился во многих сражениях и получил немало наград. Казалось, такие люди, как Сергей Волконский – истинная гордость России, и ценить их, в первую очередь, должен правитель. Но если Александр Первый благосклонно относился к генералу, то его преемник Николай Первый высказался о князе Волконском резко и категорично, заявив, что тот «набитый дурак, лжец и подлец». Впрочем, у государя были основания негодовать, ведь Сергей Григорьевич имел самое непосредственное отношение к печально известному восстанию декабристов. Более того, он был единственным генералом среди восставших. Какая же участь ожидала князя? И как отнёсся он к своему наказанию?
Единственный генерал
Не возникает сомнений, что Сергей Волконский примкнул к декабристам в самом начале, когда о восстании шли лишь разговоры, а конкретного плана действий пока не имелось. Некоторые историки рассказывают, что накануне свадьбы Сергея Григорьевича с Марией Раевской будущий тесть заставил жениха дочери подписать бумагу, в которой тот отказывался от участия во всякой «антигосударственной деятельности». В дальнейшем своего слова Волконский не сдержал. Принципы чести и долга для него всегда стояли значительно выше интересов семьи.
Среди декабристов Сергей Григорьевич и правда выделялся. Во-первых, он был единственным генералом (остальные бунтовщики имели более низкие чины). Во-вторых, Волконский принадлежал к старинному и очень знатному роду, чего нельзя было сказать о большинстве декабристов. Неудивительно, что император Николай Первый, узнав об участии князя в восстании, негодовал, а после допроса назвал Волконского «набитым дураком».
Принимая свою судьбу
В июне 1826 года князю Волконскому был вынесен смертный приговор, однако спустя некоторое время его заменили ссылкой и каторжными работами. В ту пору от Сергея Григорьевича отвернулись многие его прежние приятели и знакомые. Родственники его супруги убеждали Марию Николаевну расторгнуть брак – император позволял это сделать жёнам декабристов. Но женщина отказалась. Узнав, что супруг заключён в Петропавловскую крепость, Мария писала ему:
«Какова бы ни была твоя судьба, я её разделю с тобой, я последую за тобой в Сибирь, на край света, если это понадобится, – не сомневайся в этом ни минуты, мой любимый Серж. Я разделю с тобой и тюрьму, если по приговору ты останешься в ней».
Княгиня Волконская сдержала своё слово. О ссылке супруга она узнала лишь в сентябре – родные надеялись скрыть от неё известия о Сергее Григорьевиче. Но решительная Мария не отступилась. Проделав долгий путь в Сибирь, она наконец встретилась с мужем.
В браке у них родилось четверо детей, первые двое умерли во младенчестве.
Поразительно, но сам Волконский, человек, привыкший к роскоши и достатку, достаточно легко принял своё незавидное положение ссыльного. Он вёл простой быт, занимался выращиванием растений, общался с местными крестьянами и, несмотря на все тяготы, был доволен жизнью, никогда не жалуясь на судьбу. Лишь в 1856 году князю разрешили вернуться в европейскую часть России.
Вместе с семьёй он поселился в окрестностях Москвы, где в последние годы Сергей Григорьевич писал мемуары и вспоминал блеск и бедствия давно минувших дней. А в Читинском остроге, где отбывал наказание Волконский, ещё многие годы строили оранжереи и выращивали овощи и фрукты по методикам князя, который умел выживать в любых условиях. Умер бывший князь в 76 лет.
Подписывайтесь на дзен-канал «Мир истории» и канал в Телеграм и не забудьте поставить лайк))