Казань. Агроуниверситет. Учебно-демонстрационный центр института механизации и технического сервиса. Довольно просторное помещение. Вдоль стен – столы и стенды, уставленные и увешанные виноградом. Это выставка. Она называется «Дары садов и виноградников». Организатор – Ассоциация виноградарей Татарстана.
Обычно на выставку приезжают и выставляют свою продукцию и энтузиасты республики, и из других регионов страны. Но нынешняя выставка относительно скромная - не более 30 участников из Ульяновской области и из разных районов Татарстана. Но она все равно впечатляет обилием сортов винограда.
— В этом году 9 мая были не заморозки, а мороз. Самый настоящий. И виноград большей частью померз, — объясняет нутрициолог .
Он еще известен тем, что на своем участке в Набережных Челнах под открытым небом выращивает несколько сотен тропических и субтропических овощей и фруктов. Виноград (несколько сортов) Юлий Альбертович тоже выращивает.
Интересно, что со вступительным словом на выставке выступил председатель Союза садоводов Татарстана . Он не напросился, а ему предоставили слово. Несколько лет назад Дейнекин выдвинул лозунг: «Виноград – в каждый сад!». Чем подтолкнул развитие виноградарства в СНТ. Выращивать виноград перестало быть уделом владельцев загородных коттеджей, это стало занятием поистине массовым.
— Своей продукцией торгуете?
На этот вопрос все участники выставки, с кем довелось побеседовать, ответили одинаково: торгуют черенками, саженцами. Потому что просят продать — виноградная культура становится еще более массовой.
Невольно вопрос: а почему же на рынках и в магазинах мы покупаем втридорога продукцию из Азербайджана, Армении? А не дешевый виноград из Казани, Лаишево, Чистополя? И почему вино пьем французское, итальянское, в лучшем случае крымское, а не свое, местное?
Приведем несколько ответов. Многое станет ясно.
— Ращу для себя, для друзей, для коллег по работе. Стал пробовать делать вино. Для этого стал выращивать технические сорта. После того, как сделал первое вино свое, жена сказала: «Я больше в магазине покупать не буду», — рассказал виноградарь из Лаишево .
Похожая история у виноградаря из Арского района .
— Занимается папа, я помогаю. Только для себя, — рассказал он журналисту KazanFirst. — Садоводы—любители. Вино делаем. Немного. Никто не говорил, что невкусное. Родственники хвалят.
— Вино в промышленных масштабах будете делать? И виноградом в магазинах торговать?
— Не знаю. Идея была, — усмехается Сафаргалиев.
Еще один татарстанский виноградарь дал более коммерчески обоснованный ответ.
— Я телемастер, электроника лучше кормит. Заказ выполнил - 300 рублей в кармане. А виноградарство - очень тяжелый труд, — рассуждает он. — 100 саженцев посадил – 50 выкинешь. Но очень нравится. А если любить не будешь – ничего не получится. Вино делаю, всем нравится. Литров 100, разного. Угощаю, сам пью, дети приезжают.
Это, конечно, очень хорошо, что люди виноградарством занимаются для себя, находят отдушину в тяжелом «экзотическом» труде. Но опять же, где местный виноград и местное вино для нас? Для тех, кто за всем этим ходит в магазин?
На выставке удалось найти патриарха татарстанского виноградарства . Он занялся виноградарством еще в 90-е годы прошлого века. И как-то сильно удивил чиновников в Минсельхозпроде Татарстана, когда принес им, показал и дал попробовать спелый виноград, выращенный в Казани.
Леонтий Иванович говорит, что в выставке участвует, пожалуй, в последний раз: 89-й год идет все-таки. Конечно, интересно, как Кирягин оценивает местное вино.
— В позапрошлый год проводили выставку и пригласили предпринимателей, которые занимаются реализацией отечественных вин. Я выставил два вида вина — занял первые места. Привозное – только третье место, — рассказал Кирягин. — И дело не в том, что мое вино лучше. С точки зрения специалистов оно, может, и хуже. Местному народу нравятся наши вина. Попробуют и талончик с оценкой рядом кладут! Я коньяки делаю, так мне за мои коньяки французский коньяк дают!
Кирягин, зная об этом или нет, но раскрыл один очень важный пищевой секрет.
— То, что человек должен есть продукцию из сырья, выращенного в радиусе 400 километров от места, где постоянно живет, – это научно подтвержденный факт, — говорит Юлий Бунов.
Теперь понимаете, в чем «фишка»? Местному народу нужно все местное, оно еще и для здоровья полезнее. Спрашиваю Леонтия Ивановича, как он оценивает перспективы виноделия в Татарстане.
— Этот вопрос никто, по сути, не разрабатывает, а надо бы, — говорит Кирягин.
— А кому надо бы? Минсельхозпроду? – спрашиваю, думая, что навожу на ответ.
Но Леонтий Иванович вдруг отвечает так:
— Минсельхозпрод не потянет, пожалуй. Им спасибо, что помогают чем могут. Нужна серьезная научная база. Может, агроуниверситет, Ассоциация виноградарей. Есть база в химико-технологическом институте.
Настал момент, когда свои усилия должны объединить виноградари, правительственные чиновники и местные ученые. Не ради престижа, а здоровья и пользы для. Тем более что достаточные основания для этого созданы.
Татарстан стал, по сути, еще одним виноградным регионом в России. Все виноградари (и не только), например, знают . В Камско-Устьинском районе он уже выращивает технический («винный») виноград в промышленных масштабах и строит завод по производству вина. В этом году, правда, стройка затормозилась. Урожая нет - денег нет. Помочь бы ему!