История Большого знает много удивительных фактов, и мы решили поделиться с вами самыми интересными из них. В нашей новой рубрике вы узнаете, как появился Большой театр, его легенды и памятные события, связанные с ним.
Большой театр в Плёсе
Во время Отечественной войны 1812-го года труппа Большого театра размещалась в Плёсе. Артисты театра, по требованию губернатора Ф.В. Ростопчина дававшие спектакли до самого вступления в Москву французов, бежали из оккупированного города в числе последних его жителей, многие пешком, после чего, по свидетельству балетмейстера Адама Глушковского, «блуждали с места на место как цыгане и нигде не могли найти себе приюта», пока не добрались до Плёса на Волге, где труппа возобновила занятия. Вернуться в Москву артистам Большого удалось лишь в 1814 году.
«Московский» балет Петипа
Одним из самых значительных событий в истории балета Большого театра второй половины XIX столетия стала постановка балета «Дон Кихот», премьера которого состоялась в декабре 1869 года. Это был первый и единственный полнометражный балет, который Мариус Петипа поставил специально для Большого.
Первая в России женщина-балетмейстер
Первая в России женщина-балетмейстер появилась именно в Большом, ее звали Фелицата Гюллень-Сор. Балерина родилась в Париже, в 1812 году дебютировала в «Национальном театре» (современная Парижская национальная опера). В 1823 году Фелицата получила приглашение от дирекции Императорского московского театра и переехала в Россию. Начав работать в Московской императорской труппе, Гюллень-Сор не только исполняла главные партии в балетах, но и практически сразу стала проявлять себя как постановщик. Фелицата Гюллень-Сор поставила 12 балетов, среди них «Сандрильона», «Амур и Психея», «Геркулес и Омфала», который показывали на коронационных торжествах в честь Николая I, «Сильфида», а также «Дон Кихот Ламанчский, или Свадьба Гамаша», в котором она исполняла партию Китри.
«Скрипка» Исторической сцены
Театральные залы, построенные Альбертом Кавосом после пожара 1853 года, отличались превосходной акустикой. Не стал исключением и зрительный зал Большого театра. По замыслу архитектора, зал представлял собой своего рода «скрипку», в которой деревянные полы, стенные панели и потолок работают, как деки инструмента, для проведения звука. Именно поэтому для отделки использовалась только резонансная ель – специальный материал, улучшающий качество и проведение звука. Даже потолок вместо обычного для того времени железа был сделан из дерева, чтобы избежать излишнего резонанса от металла.