Найти тему

Факты о Большом театре, которые вы, скорее всего, не знали. Часть II

История Большого знает много удивительных фактов, и мы решили поделиться с вами самыми интересными из них. В нашей новой рубрике вы узнаете, как появился Большой театр, его легенды и памятные события, связанные с ним.

Фото Батыра Аннадурдыева
Фото Батыра Аннадурдыева

Большой театр в Плёсе

Во время Отечественной войны 1812-го года труппа Большого театра размещалась в Плёсе. Артисты театра, по требованию губернатора Ф.В. Ростопчина дававшие спектакли до самого вступления в Москву французов, бежали из оккупированного города в числе последних его жителей, многие пешком, после чего, по свидетельству балетмейстера Адама Глушковского, «блуждали с места на место как цыгане и нигде не могли найти себе приюта», пока не добрались до Плёса на Волге, где труппа возобновила занятия. Вернуться в Москву артистам Большого удалось лишь в 1814 году.

«Московский» балет Петипа

Одним из самых значительных событий в истории балета Большого театра второй половины XIX столетия стала постановка балета «Дон Кихот», премьера которого состоялась в декабре 1869 года. Это был первый и единственный полнометражный балет, который Мариус Петипа поставил специально для Большого.

Сцена из балета «Дон Кихот» (хореографическая редакция Алексея Фадеечева). Фото Натальи Вороновой
Сцена из балета «Дон Кихот» (хореографическая редакция Алексея Фадеечева). Фото Натальи Вороновой

Первая в России женщина-балетмейстер

Первая в России женщина-балетмейстер появилась именно в Большом, ее звали Фелицата Гюллень-Сор. Балерина родилась в Париже, в 1812 году дебютировала в «Национальном театре» (современная Парижская национальная опера). В 1823 году Фелицата получила приглашение от дирекции Императорского московского театра и переехала в Россию. Начав работать в Московской императорской труппе, Гюллень-Сор не только исполняла главные партии в балетах, но и практически сразу стала проявлять себя как постановщик. Фелицата Гюллень-Сор поставила 12 балетов, среди них «Сандрильона», «Амур и Психея», «Геркулес и Омфала», который показывали на коронационных торжествах в честь Николая I, «Сильфида», а также «Дон Кихот Ламанчский, или Свадьба Гамаша», в котором она исполняла партию Китри.

Фото Батыра Аннадурдыева
Фото Батыра Аннадурдыева

«Скрипка» Исторической сцены

Театральные залы, построенные Альбертом Кавосом после пожара 1853 года, отличались превосходной акустикой. Не стал исключением и зрительный зал Большого театра. По замыслу архитектора, зал представлял собой своего рода «скрипку», в которой деревянные полы, стенные панели и потолок работают, как деки инструмента, для проведения звука. Именно поэтому для отделки использовалась только резонансная ель – специальный материал, улучшающий качество и проведение звука. Даже потолок вместо обычного для того времени железа был сделан из дерева, чтобы избежать излишнего резонанса от металла.