Найти в Дзене
Просто гуляя по свету

Та, что создала Францию (часть 21) В которой Иоланда занимается сватовством, круто изменившим судьбу всей Франции

Итак, малышку Катрин, невесту старшего сына Иоланды, ее муж Людовик II Анжуйский отослал обратно в Бургундию, тем самым спровоцировав окончательный разрыв с Бургундским домом и вызвав неукротимый гнев ее отца. Но Людовику, похоже, на гнев Жана Бургундского было наплевать, потому что они с женой задумались над навой идеей: породниться с домом Валуа.

У Карла VI и королевы Изабеллы на тот момент оставалось двое детей, не связанных узами брака, либо обрученных: младший нелюбимый сын Карл, граф Понтье и дочь Екатерина. Правда насчет Катрин уже который год велись переговоры с английским домом Ланкастеров, так что Иоланда с мужем решили сделать ставку на юного Карла, выбрав его в мужья для своей дочери Марии. Девочке на тот момент уже исполнилось девять лет, так что по меркам Средневековья ей давно было пора замуж (без комментариев, ибо я уже много раз писала про эти кошмарные возрастные нормы с точки зрения нашего времени 🙈).

Заниматься вопросами сватовства пришлось самой Иоланде, потому что Людовик Анжуйский был занят в королевском совете. Так что в начале осени 1413 года королева Сицилии отправилась в путь вместе со всеми детьми и кормилицей, потому что младшая малышка, как мы помним, лишь недавно появилась на свет. Со стороны французского королевского дома навстречу выехала Изабо (потому что мозг больного короля в очередной раз ушел в сумеречный мир) и 21 октября две королевы встретились под Парижем в замке Маркусси.

Замок Маркусси в XVI веке. Иллюстрация с сайта https://montjoye.net
Замок Маркусси в XVI веке. Иллюстрация с сайта https://montjoye.net

Замок, кстати, изначально назывался замком де Ла Мотт (эта фамилия уже встречалась в моих историях, а точнее в рассказе об одной знаменитой авантюристке) и упоминания о нем датируются еще XII веком. Замок принадлежал Карлу VI, но в конце XIV века за верную службу королю отошел Жану де Монтагю, главному советнику и казначею Карла VI. Но, видимо, в связи с близостью к казне, Монтагю сильно мешал герцогу Бургундскому, так что последний воспользовался очередным сумрачным состоянием короля и ... после скоротечного расследования по обвинению в госизмене несчастный Монтагю был обезглавлен на виселице Монфокон. Ну а имущество "изменника" переехало обратно в королевские владения. Вот такая печальная история.

Однако вернемся к 21 октября 1413 года. Судьбоносная встреча двух дам дает нам возможность поближе рассмотреть, как выглядели обе королевы в описываемый нами период. И сравнение это складывается отнюдь не в пользу Изабо. Ей на тот момент было чуть больше сорока, однако после 12 родов она выглядела самой настоящей старухой. Иоланде на девять лет меньше, однако разница во внешности разительна даже несмотря на недавнее рождение дочери (то ли меньшее количество родов сказалось, то ли счастливый брак 😉).

Переговоры прошли легко. Скорее всего тут сыграли свою роль сразу несколько факторов: Анжуйский дом в то время считался богатым и сильным, сама Изабо всегда была бесхребетной, ну а Иоланда уже тогда умела быть очень убедительной. (И вот тут у меня вопрос: как мог Анжуйский дом считаться богатым и процветающим, если Людовик наследство бедной бургундской малышки стырил пустил в дело, а два из четырех титулов короля Сицилии были вообще эфемерными? 🤔) В общем, все благополучно договорились, правда, забыв поставить в известность Карла VI, впрочем, он в этот момент скорее всего либо представлял себя стеклянным, либо играл в карты со своей "маленькой королевой", и ему точно было не до матримониальных планов наследников.

Так что дальше две пышных процессии обеих высоких договаривающихся сторон торжественно встретились в ворот Парижа, где король и королева Сицилии почтительно склонили головы перед юным графом де Понтье. Великий момент был запечатлен в миниатюре из Хроник Жана Фруассара, благодаря чему мы тоже можем его лицезреть. (Только у меня опять вопрос: почему король и королева склонились перед графом??)

Встреча Людовика Анжуйского и Иоланды Арагонской с будущим зятем. Иллюстрация с сайта http://wikitranslators.org/wiki
Встреча Людовика Анжуйского и Иоланды Арагонской с будущим зятем. Иллюстрация с сайта http://wikitranslators.org/wiki

Заключение договора предполагало пышные и длительные празднества, и Изабелла Баварская разместила будущих родственников в своем личном дворце, а на пиру преподнесла Иоланде в дар шесть драгоценных золотых кубков. Однако празднества пришлось прервать: в разгар пира пришла весть о том, что пылающий жаждой мести Жан Бургундский со своей армией идет на Париж и находится уже в Компьене.

Оберегая жену и детей, Людовик Анжуйский спешно отправил семейство из ставшей опасной французской столицы в Анжер, так что 5 февраля Иоланда вместе с детьми отправилась домой. Вместе с ней Париж покидал десятилетний Карл, товарищ по играм героя другой нашей истории - будущего графа де Дюнуа, маленького Бастарда Орлеанского. Ну а что было дальше, вы, дорогие читатели, узнаете в следующей части нашего текстосериала, поэтому подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить что-то интересное.

Та, что создала Францию (часть 20) Почему дочь герцога Бургундского отослали из Анжера обратно домой, да еще и с неполным приданым

Та, что создала Францию (часть 19) Первые успехи и потери Иоланды Арагонской в роли правительницы

История Иоланды Арагонской с самого начала