Предыдущая версия ОГЭ по русскому языку содержала всего одно орфографическое задание, к формату которого у педагогов сразу возникли вопросы. Во-первых, оно было чисто теоретическое. Во-вторых, очень объёмное по материалу, который необходимо знать для его выполнения (это ж высший пилотаж: запихать всю орфографию в одно задание). В-третьих, ни для кого не секрет, что порой одна и та же орфограмма объясняется в разных учебниках по-разному. Поэтому некоторые преподаватели в условиях нехватки времени просто игнорировали это задание и полностью концентрировались на синтаксисе. И то верно: возни много, а выхлоп - 1 балл. Если повезёт.
В нынешней демоверсии ОГЭ разработчики КИМов одинокому теоретическому заданию подобрали практическую пару. И теперь задания по орфографии выглядят достаточно гармонично:
Новое практическое задание, в отличие от "старого" теоретического, не должно вызвать проблем у девятиклассников: по своей форме оно похоже на стандартные упражнения из учебников русского языка - "спишите, вставьте пропущенные буквы". Пропущенными, по замыслу разработчиков КИМов, могут быть только гласные. Я попробовала прикинуть, какие орфограммы нужно повторить, чтобы выполнить 7-е задание ОГЭ по русскому языку.
- безударные гласные в корне
- безударные гласные в приставках
- безударные гласные в суффиксах разных частей речи
- безударные гласные в окончаниях разных частей речи
- различение частиц НЕ/НИ
- О/Ё после шипящих
- И/Ы после приставок и Ц
- соединительные гласные в сложных словах
- гласные в производных предлогах
Если что-то, на ваш взгляд, пропустила, добавьте в комментариях, пожалуйста.
После затянувшейся вступительной речи перехожу к придуманным мной вариантам. Постоянные читатели, конечно, догадываются, что я создаю их для обновления сборника "Мачты и паруса".
Чтобы не разрушать тематическое единство вариантов, предложения брала из "Алых парусов", "Севастопольских рассказов", повести "Трое с площади Карронад". Для варианта "Море" взяла красивый фрагмент из повести Катаева "Белеет парус одинокий".
Вариант 1
Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква О.
К…(1)рабль ш…(2)л прямо на зрителя. Высоко п…(3)днявшийся бугшприт засл…(4)нял основание мачт. Гребень вала, р…(5)спластанный килем, нап…(6)минал крылья гигантской птицы. Паруса, полные неист…(7)вой силы шторма, валились всей гр…(8)мадой назад, чтобы мчать судно к новым л…(9)винам.
Ответ: _____________________________
Вариант 2
Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква И.
Когда ты буд…(1)шь большой, Ассоль, в морской дали под солнцем св…(2)ркнёт алый парус. С…(3)яющая громада алых парусов белого корабля двин…(4)тся, расс…(5)кая волны, прямо к тебе. На берегу много соб…(6)рётся народу, удивляясь и ахая. Корабль подойдёт в…(7)личественно к самому берегу под звуки пр…(8)красной музыки. Тогда ты увид…(9)шь храброго красивого принца.
Ответ: _____________________________
Вариант 3
Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква Е.
Между тем солнце ещё н…(1)множко подн…(2)лось над гор…(3)зонтом. Теперь море сияло уже не сплошь, а лишь в двух местах: длинной полосой вдали и десятком режущих глаза звезд, попер…(4)менно вспыхивающих в зеркале волны, осторожно ложащ…(5)йся на песок.
На всём же остальном своём громадном пространстве море светилось такой нежной, такой грустной голубизной августовского штиля, что н…(6)возможно было н…(7) вспомнить:
Беле…(8)т парус одинокий
В туман…(9) моря голубом…
Ответ: _____________________________
Вариант 4
Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква И.
Вы смотр…(1)те и на полосатые громады кораблей, рассыпанных по бухте, и на черные небольшие точки шлюпок, движущ…(2)хся по бл…(3)стящей лазур…(4), и на красивые светлые строения города, окраш…(5)нные розовыми лучами утренн…(6)го солнца, и на далекий неприятельский флот, маяч…(7)щий на хрустальном горизонте моря, и на пен…(8)щиеся струи, в которых прыгают соляные пузырики, подн(9)маемые веслами.
Ответ: _____________________________
Вариант 5
Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква А.
Яркий красный огонёк д…(1)вал тройную вспышку и уг…(2)сал на несколько секунд. Конечно, это был маяк. Справ…(3) от маяка вклинивалась в морскую тьму полоса огней. Наверно, там был мыс или другой берег бухты. Вдруг часть берега от…(4)рвалась и, сверкая огнями, тихо пошла влев…(5), к маяку. Целый кусок суши со множеством окон и ф…(6)нарей!
Славка не сразу понял, что случилось. Но потом услышал далёкую музыку и дог…(7)дался, что это уходит в море п…(8)ссажирский тепл…(9)ход.
Ответ: _____________________________
Работа по обновлению сборника продвигается, но очень медленно: постоянно что-то отвлекает. Пока полностью готово только два варианта, но я ускорюсь (вот закончится дача, вот напишу проект по кукольному театру, вот заполню электронные журналы, вот пройду ежегодный медосмотр... продолжать можно до бесконечности).
Варианты нового четвёртого задания ОГЭ можно найти в предыдущих публикациях:
Всем хороших выходных!