Прежде чем приобрести лодочное судно и обзавестись необходимым мотором, необходимо разобраться что такое ГИМС, в каких случаях необходимо регистрироваться и как этого можно избежать.
ГИМС – это Государственная инспекция по маломерным судам МЧС России.
Обязательна регистрация маломерных судов, использующихся в некоммерческих целях в следующих случаях:
1) Длина судна свыше 20 м
2) Судно вмещает более 12 пассажиров
3) Максимально возможный вес судна с мотором свыше 200 кг
4) Мощность двигателя более 8 кВт или свыше 10 л. с.
При этом для обязательности регистрации достаточно, что бы хотя бы один из пунктов совпадал. Подать заявление в ГИМС на регистрацию судна нужно в течение месяца с момента его покупки.
Более подробно правила обозначены в приказе МЧС России «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ МАЛОМЕРНЫХ СУДОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В НЕКОММЕРЧЕСКИХ ЦЕЛЯХ».
Для чего нужна регистрация в ГИМС?
С точки зрения законодательства РФ и МЧС, регистрация позволяет:
· определять владельца судна и разрешённые для перемещения водоёмы;
· фиксировать маршрут следования;
· контролировать безопасную эксплуатацию;
· предотвращать нарушение правил судоходного движения;
· взимать ежегодный налог с владельца (в каждом регионе ставки отличаются).
Этапы регистрации лодок в ГИМС
1) Подготовительные мероприятия
- Необходимо собрать нужные документы: подтверждение гражданства в РФ; техпаспорт; индивидуальная страховка; документы о владении; собственническое право на мотор.
- Осуществить подготовку плавсредства в соответствии с нормами техосмотра. Лодочное судно должно быть в исправном техническом состоянии и быть оснащено: спасательными жилетами по количеству посадочных мест; несколькими веслами; якорями; канатами; укомплектованной аптечкой; осветительными приборами; сигнальными фонарями; спасательным кругом; черпаками; ведрами; инструментами; огнетушителем.
2) Обращение в регистрирующий орган (подразделение ГИМС)
- Заполнение заявления от имени владельца очно, с помощью работника органа регистрации или через Госуслуги.
- Оплата госпошлины за регистрационные действия.
- Подача заявления и документов в региональный регистрирующий орган (подразделение ГИМС). По новым правилам с марта 2022 можно обратиться в любое отделение ГИМС не зависимо от регистрации владельца
- Проведение Регистрирующим органом проверки и копирования документов. В случае отказа необходимо ознакомиться с официальным уведомлением и исправить причину, после этого подать документы и заявление заново. В исключительных случаях проверка может проводится в срок до 30 дней.
3) Проведение техосмотра
Если инспектором принято положительное решение, владельцу объявляется о необходимости проведения техосмотра. Плавсредство, необходимо предоставить для проведения технического осмотра.
4) Получение судового билета
- В результате положительного проведения техосмотра для судна создается идентификационный номер и по желанию владельца присваивается название. Данный номер вносится в судовой билет.
- Идентификационный номер наносится на два борта лодки в соответствии с действующими стандартами. Он должен быть обязательно стойким к воздействию воды и контрастным по отношению к цвету водного средства.
- Итогом данной процедуры является получение судового билета в подразделении ГИМС.
Недостатки регистрации в ГИМС
1) Необходимость тратить личное время для осуществления регистрационных действий.
2) Сбор всех необходимых документов. Иногда при покупке б/у у бывшего владельца может не быть необходимых документов. Тогда их придется восстанавливать.
3) Оплата госпошлины и ежегодного налога.
4) Личное присутствие при подаче документов и проведении техосмотра.
5) Неудобное расположение отделений ГИМС, осуществляющих регистрационные действия. В маленьких населенных пунктах, как правило их нет и придется ездить в крупный город.
6) Сложности в процессе перевоза лодочного судна вместе с мотором в официальный пункт техосмотра, который также может иметь неудобное и достаточно далекое месторасположение. По регламенту, в случае необходимости, инспекторы могут приехать самостоятельно для проверки в место, где находится лодка. Но также у них есть возможность отказать в данном приезде для проведения ТО. Это на усмотрение ГИМС.
7) Прохождение обязательного техосмотра раз в пять лет, что в свою очередь также влечет за собой затрачивание личного времени и неудобства.
8) Использовать лодочное судно, подлежащее регистрации запрещено без судового билета.
9) При внесении изменений в лодочном судне, например, таких как замена старого мотора, придется регистрировать данные изменения официально.
Как избежать регистрацию в ГИМС?
1 ВАРИАНТ – Соответствовать правилам регистрации ГИМС.
На лодку до 20 м и до 200 кг вместе с весом мотора до 12 посадочных мест, устанавливать маломощный мотор до 10 л.с. При этом, если лодка небольшая, то этого может быть достаточно. А вот если, например, лодка имеет внушительные размеры длину более 4 м и вместимость более 4 человек, то 10 л.с может быть недостаточно, что бы полноценно и эффективно использовать лодку. В этом случае оптимально рассмотреть следующий 2 вариант.
2 ВАРИАНТ - Приобрести мотор большей мощности, определенных моделей, который внешне, как мотор мощностью 9.9-10 л.с, но фактически его мощность выше - 15-20 л.с. Это дает больший простор для возможностей использования лодочного судна.
Данные японские модели представлены у нас в магазине. Это Mercury F 10-20 MH(EH) EFI и Yamaha 9.9 (15) fmhs/gmhs.
Самым главным преимуществом у этих моделей является то, что по документам мощность ниже, чем есть на самом деле. Лошадиные силы указаны ниже порога, от которого необходимо производить регистрацию в ГИМС.
При этом не требуется сложная раздушка, мощность уже заложена от производителя.
У Mercury F 10-20 MH(EH) EFI всего лишь нужно заменить шильдик и наклейку на колпаке мотора, и вместо 20 л.с. внешне он станет как 10 л.с.
У Yamaha 9.9 (15) fmhs/gmhs нужно просто провести разгибание лепестковых клапанов, и после этого его мощность станет 15 л.с, вместо 9,9 л.с., но при этом внешне он так и останется выглядеть как 9.9 л.с.
Таким образом, покупая данные моторы не нужно тратить дополнительные денежные средства, а также рисковать и отдавать их на прошивку сторонним мастерам, которые никогда не дадут 100% гарантии, что все прошло успешно. Ведь недочеты могут выявится не сразу, а намного позднее в процессе использования, а деньги уже потрачены, и время упущено.
Приобретая их можно избежать бумажной волокиты, затрачивания личного время, неудобства при посещении ГИМС, но при этом не отказывать себе в возможностях мощного мотора.