Найти в Дзене
Другие дети

Как делать уроки с гиперактивным и утомляемым ребёнком

Оглавление

Так всё-таки гиперактивный или утомляемый? Кажется, что это про совершенно разных детей. Но нет: гиперактивные дети как раз очень сильно устают, их психика быстро истощается, они не могут долго удерживать на чём-то внимание, в шумном классе рядом со сверстниками они перевозбуждаются, а остановиться и успокоить себя не могут.

Дома, когда нужно делать уроки, такие дети тоже часто демонстрируют чрезмерную активность и одновременно сильную утомляемость. Заставить их сесть за уроки можно, но долго они не высидят, начинают капризничать и шуметь.

Гиперактивные дети сильно устают
Гиперактивные дети сильно устают

Есть несколько советов, как сделать выполнение домашних заданий более приятным для них занятием.

Позвольте двигаться

Нет ничего ужаснее для гиперактивного ребенка, чем вынужденная неподвижность. Сидеть за столом – это мучение.

Попробуйте добавить физическую активность:

  • сначала проговаривать решение устно на ходу, а потом садиться и записывать
  • использовать в качестве черновика бумагу на мольберте либо доску на стене – делать уроки стоя и даже пританцовывая
  • вместо стула использовать большой мяч для фитнеса, на нем можно прыгать и качаться
  • да хотя бы крутить в руках ручку и карандаш – это уже даёт выход накопившемуся напряжению.

Купите ручку со стирающимися чернилами

Дети с СДВГ делают много ошибок при письме, пишут неаккуратно. Ручка со стирающимися чернилами позволит сделать тетради более аккуратными и снизит стресс при выполнения домашнего задания. Иногда учителя не разрешают такие ручки, но можно поговорить с учителем и попросить сделать исключение с учетом особенностей развития ребёнка. Можно даже попросить рекомендации врача или логопеда.

"Ешьте слона по частям"

Это известный метод из "взрослого" тайм-менеджмента, но он очень подходит детям с СДВГ. Не загружайте ребёнка объёмной работой, делите нагрузку, давайте задания поэтапно. И лучше не делать подряд однотипные задания, а чередовать русский с математикой. Ребёнку проще выполнить разнообразные и небольшие по объёму задания.

Делайте перерывы

Дайте возможность отдохнуть между выполнением заданий. Можно послушать пару песен, выпить чаю, побросать мяч или погладить кошку – любая смена деятельности подойдёт.

Подарите ребёнку таймер

Гиперактивные дети плохо чувствуют время, поэтому затягивают выполнение уроков. Важно научить их ориентироваться по таймеру или часам. Есть красивые таймеры, похожие на игрушки. Такой таймер ребёнок может завести сам и видеть, сколько у него осталось времени на выполнение задания и когда будет перерыв.

Используйте утяжелённые вещи для сенсорной стимуляции

Есть специальные жилетики-утяжелители, шарфы, а также утяжелители на ножки, которые помогают детям лучше чувствовать положение тела в пространстве и благодаря этому снимают беспокойство.

В таких предметах-утяжелителях можно делать уроки, тогда ребёнок чувствует себя более расслабленно и лучше концентрируется.

Утяжелённые вещи
Утяжелённые вещи

Обращайтесь за помощью

Иногда делать уроки с ребёнком с СДВГ очень сложно: его нужно контролировать, он может капризничать и сопротивляться. Хорошо бы, чтобы эта обязанность не ложилась только на одного члена семьи, зачастую на маму. Если есть возможность, пусть помогают и другие члены семьи, в какие-то дни можно приглашать репетитора для выполнения уроков.

И конечно, нужно обращаться за помощью к специалистам. СДВГ – это не просто ярлык «невоспитанный ребёнок». Таким состоянием должен заниматься врач-психиатр. Иногда родители стигматизируют психиатрию и боятся отводить детей к врачу. Но правильно поставленный диагноз и своевременное лечение позволяет значительно облегчить жизнь семьи и улучшить состояние ребёнка.

Подпишитесь – и читайте новые публикации на тему обучения.