Пожалуй, нет такого человека, кто бы не задумывался над этим вопросом. Ответ на него интересует всех — как верующих, так и неверующих. Христианское учение говорит о загробной жизни нашей души в раю в качестве награды или в аду в качестве наказания за грехи в жизни земной. Есть учения, предполагающие продолжение жизни «души» или «сознания» в другом измерении или на ином плане существования. Очевидно одно: люди хотят верить в жизнь после смерти.
Какой ответ дает православие на вопрос о том, что нас ждет по завершении земной жизни — в беседе с настоятелем Градо-Абаканского храма в честь святых равноапостольных Константина и Елены, протоиереем Геннадием ФАСТОМ.
— Отец Геннадий, мы с вами многократно готовили материалы для наших читателей по самым разным темам, волнующим современного человека. Будучи богословом, пишущим серьезные работы, вы в то же время можете интересно и доступно рассказать о православии широкому кругу читателей. Однако по теме нашей сегодняшней беседы один из моих коллег-скептиков поинтересовался: мол, как человек, пусть и священник, может рассказывать что-то о загробном мире — он ведь там не был…
— Скептики будут правы в плане критического отношения к тому количеству разного рода теорий, учений о загробном мире, что существует сегодня. Я там, действительно, не был. Откуда я могу получить знания? Из какого источника мы узнаем о сотворении мира — в те времена ведь нас также не было на Земле? По божественному откровению: тот, кто ведает, через которого все это происходило, он нам и сообщает эти знания. Божественное откровение записано в Священном Писании.
Во-вторых, есть опыт. Святые апостолы и святые отцы церкви свидетельствуют, что жизнь после смерти действительно существует. К примеру, апостол Павел был на «третьем небе», Серафим Саровский также был допущен в райские обители и созерцал их — такие истории не единичны. Есть случаи воскрешения из мертвых. Иисус Христос воскресил Лазаря, после смерти которого прошло уже четыре дня, и тело его было подвержено разложению. Однако Лазарь был воскрешен и прожил после этого случая еще достаточно много лет, даже стал епископом Кипрским, то есть был вполне исторической личностью.
Стоит отметить, что церковь строит свое вероучение о жизни после нашей земной смерти в основном лишь по Священному Писанию. Второй источник, о котором мы говорили выше, это просто есть в предании.
Что интересно, знания о мире ином есть во всех религиях. Они могут расходиться в каких-то частностях, в философском восприятии, но эти знания есть.
— Что нам говорит Священное Писание о жизни после земной смерти?
— Священное Писание не содержит развлекательных историй о загробном мире, к которым мы привыкли в произведениях художественной культуры. Священное Писание говорит нам о двух воскресениях из мертвых. Воскресение от первой смерти — это спасение духовное, спасение от греха. Воскрешение от духовной смерти есть уверование во Христа, оно происходит через таинство крещения. Мы должны стать мертвыми для греха: искушение на грех никуда не исчезает, но верующий в Бога не грешит, он не может жить во грехе. Этот опыт воскрешения доступен каждому из нас здесь, в этой земной жизни. Однако далеко не каждый проживает этот опыт.
Второе воскресение — это воскрешение тела после физической смерти. Символ веры христианской, как мы помним, завершается словами: «…Чаю воскресение мертвых и жизни будущего века». Мы уповаем, ожидаем воскрешения из мертвых. Что важно, Бог создаст не новые тела, а воскресит наши прежние, истлевшие. Если бы создавались новые тела умерших, это можно было бы считать победой дьявола: «Да, Бог творит новый мир, но старый-то я погубил». Нет, Бог обновляет и воскрешает именно старые тела. Господь дал эту жизнь, и Он не даст ей погибнуть. Конечно, в данном случае у людей возникает желание понять «технологию»: как это, тело истлело, превратилось в землю, каким образом оно снова оживет? На такие вопросы церковь не отвечает. Ответ знает лишь Господь, сотворивший нас из земли — из земли он нас и воскресит, по образу своему. Образ воскресшего Христа — это образ нас грядущих. Христос являлся своим ученикам, то есть он был материален — они могли к нему прикоснуться, он ел земную материальную пищу, а дух плоти не имеет. В то же время Он проходил через закрытые двери, неожиданно появлялся в очень отдаленных друг от друга местах и также неожиданно исчезал. Ученики видели Его уже не порабощенным законами земной физики. Если сейчас у нас душа там, где находится тело, то у Христа тело там, где душа. Дух первичен.
Также у нас, у земных людей, может возникнуть вопрос: а в каком теле мы воскреснем — старом, молодом, в том возрасте, в котором умерли? При ответе на данный вопрос святые отцы церкви позволяли себе поразмышлять. Они говорили о совершенстве 30-летнего возраста. Когда уже все несовершенное, младенчески несформированное позади, в то же время все несовершенное дряхлеющее — еще не наступило. Воскрешение из мертвых мы ожидаем в расцвете сил.
— Получается, воскрешение их мертвых будет во время второго пришествия Христа — то есть, Он воскресит наши тела для суда?
— Да, как говорит Священное Писание, во второй раз придет Христос, и будет суд этому миру. Однако верующие иначе воспринимают второе пришествие. Церковь называют невестой Христовой: как невеста ожидает жениха, так и верующие ожидают второго пришествия Господа. Мы ждем, надеемся, что Он придет и заберет нас в жизнь будущего века — в другой, лучший мир, в Небесный Иерусалим. В мир, в котором нет зла и нет греха. И это мы говорим не о нынешнем загробном мире. Мы говорим о мире грядущем, в котором истреблен последний враг — смерть.
То, что принято называть загробной жизнью — это время от земной смерти до второго пришествия Христа. Тело усопшего остается на земле, оно в могиле, а душа уходит в иной мир. Нетелесное существование души испытывали многие при жизни — вспомним описания людей, переживших клиническую смерть. К примеру, буддисты говорят о тонком теле, об астральных мирах, у них также есть опыт нетелесного существования. У христиан — это будут истории апостола Павла, Серафима Саровского и других святых.
Представления о загробном мире существуют у всех народов. Как правило, всегда он разделяется на несколько миров, в основном светлый и темный. «Рай» и «ад» — эти слова в Библии заимствованные. «Рай» — слово персидского происхождения, «ад» — греческого, то есть слова возникли еще в дохристианскую эпоху.
Что еще важно, загробный мир — это не исключительно две противостоящие области, светлая и темная. Православная церковь говорит о мытарствах (об испытаниях), которые проходит душа умершего человека. В других конфессиях также есть схожее представление, в католицизме это будет чистилище.
Можно привести такое сравнение, пусть и достаточно наивное, как и все, что мы можем представлять, говорить о загробном мире. Живет человек: может, праведно, а может, грешно, может заниматься благотворительностью, а может воровать. Вот его арестовывают, с этого момента он не может больше ни воровать, ни помогать людям. Идет следствие, только суд решает, виновен человек или не виновен и какова его дальнейшая участь. Так же и мы сейчас в этом мире: мы свободы и поэтому ответственны за свою жизнь: можем заниматься благотворительностью, можем воровать. Вот мы умираем — с этого момента наша душа «под следствием», до суда. Суд — это второе пришествие Христа. Только тогда будет определена наша вечная учесть.
— А до второго пришествия где находятся души умерших людей — в раю, в аду?
— Снова вернемся к нашей аналогии: что бывает между арестом и судом? Включаются в работу адвокаты. Право на адвоката есть у каждого человека, даже в том случае, если очевидно, что человек виноват и он преступник. Церковь — это адвокат для человека. Мы молимся об усопших (о молитвах за живых людей — это другая, отдельная тема), мы не просим наказания для грешника и спасения души для праведника. Церковь молится за всех усопших: да, человек согрешил, но не бывает только плохих или только хороших людей. За них всех церковь и молится.
— А как же наше представление, вера в то, что душа умершего человека на протяжении 40 дней мытарствует, Бог определяет, где быть душе — в раю или аду?
— После 40-го дня определяется место души не на веки, а до второго пришествия, хотя подобное представление не является догматом нашей веры. На протяжении 40 дней душе показываются райские обители и темные глубины: грешники видят, какого блаженства они себя лишили, праведники видят мучения, от которых Господь их освободил. Повторим, это не догмат веры. Мы имеем свидетельства, что души некоторых святых сразу возносились в рай. Как и наоборот — есть свидетельства того, что души некоторых мучаются долгое время. Мы верим, что по молитвам церкви они получают облегчение.
То, что мы называем словом «рай» — это не вечная жизнь, это то блаженное место, где покоятся души усопших во Христе. Но это еще не есть совершенное состояние воскресшего из мертвых.
Ольга КАРАЧАКОВА
Продолжение беседы следует.