В прошлой статье мы уже рассказали о том, что такое маркетинговая стратегия и для чего её вообще разрабатывать, об этом можно прочитать здесь. А ещё, мы упомянули о том, что стратегии бывают нескольких видов (что тоже очень важно учитывать при построении). Выбор стратегии зависит от множества факторов: позиционирование компании на рынке, текущая рыночная ситуация, выбранный вектор развития. Погнали разбираться в них подробнее вместе с Omega IT!
Время на чтение: 10 минут
Выделяют 4 вида маркетинговых стратегий:
– Базовые;
– Конкурентные;
– Глобальные;
– Стратегии роста.
Базовые стратегии
Они основаны на позиционировании компании и предложены Майклом Портером. Он считал, что конкурентность бизнеса может быть освоена только на одном из двух преимуществ – продуктовом или преимуществе по издержкам. Исходя из этого, бизнес может использовать только 3 базовые стратегии.
● Лидерство по издержкам
Компания оптимизирует процессы и сокращает расходы, благодаря этому продвигается на рынке и наращивает рыночную долю.
● Дифференциация
Компания реализует продукт, который отличается от аналогичных у конкурентов, и делает акцент на этом отличии.
● Фокусирование
В этом случае фокус с продукта смещается на узкий рыночный сегмент.
Совмещение сразу трёх стратегий может привести к банкротству. Объясняется этот факт довольно просто: развитие продукта, у которого есть отличительная особенность, требует вложений. Если при этом снижать цену и держать фокус на узком рынке (а в них, как правило, изначально небольшая целевая аудитория), вложения могут не окупиться.
Конкурентные стратегии
Зависят от ситуации в компании и на рынке. Филип Котлер выделяет 4 конкурентные стратегии:
● Расширение
Доля компании на рынке увеличивается за счёт инвестиций. При такой стратегии снижаются текущие доходы из-за того, что компания масштабирует производство: строит новые заводы, нанимает персонал, закупает оборудование.
● Удержание
Компания удерживает текущие позиции на рынке за счёт того, что фокусируется на продвижении товаров или услуг, которые приносят основной доход, несмотря на низкие темпы роста.
● Сбор урожая
Компания делает ставку на быстрый доход от их реализации и, соответственно, быстрое снижение расходов до того, как сократится объём продаж.
● Деинвестирование
Закрытие одного направления бизнеса и перераспределение ресурсов в новую отрасль или на развитие нового продукта. Этой маркетинговой стратегии можно следовать при ликвидации бизнеса или, например, если затраты на производство определённого продукта снижают прибыль компании.
К глобальным стратегиям развития компании относятся:
● Стратегия интернационализации – выход на новые рынки.
● Стратегия глобализации – подразумевает создание продуктов, которые соответствуют международным стандартам.
● Стратегия кооперации – реализуется через взаимодействие с другими компаниями.
Стратегии роста
Бывают двух типов: интенсивного или диверсифицированного роста.
Стратегия интенсивного роста реализуется для завоевания лидерства в определённом сегменте или создания уникального продукта.
Диверсифицированный рост предполагает расширение продуктовой линейки или направлений. Для сравнения можно сказать, что интенсивный рост происходит по вертикали, а диверсифицированный — по горизонтали.
Например, маркетинговые стратегии «искры» и «пламени». Инструменты типа промокодов и купонов — это «искры», которые могут дать активный рост быстро, но не долговечно. Стратегии «пламени» типа SEO или контекстной рекламы долговечны и устойчивы, но занимают время и требуют усилий, прежде чем начать приносить результат.
Стоит не забывать, что на разных этапах развития бизнеса будут появляться разные приоритеты, на которые будет направлен маркетинг компании. Исходя из них будет оптимизироваться и выбранная маркетинговая стратегия, будь то полная смена вектора или частичные корректировки.