Найти тему

ТЕОРИЯ vs ЛАЙФХАКОВ | Идельная грамотность без километров правил. Это возможно?

Оглавление

Сегодняшняя статья – это, как говорится, "работа над ошибками" и в то же время более детальное знакомство моих читателей с теми методами работы, которые я использую при подготовке учащихся к сдаче выпускных экзаменов.

Читая многочисленные комментарии к своим публикациям, иногда просто удивляюсь тому, что пишут люди. Часто складывается впечатление, что комментаторы даже статью толком не прочитали и единственное их желание – просто что-то написать, оставить, так сказать, след на странице, иногда просто некорректный и элементарно невежливый. Но таким "читателям" не вижу необходимости даже что-то доказывать – блокировка без разговоров!

Каналов много, Интернет большой, а моя страница – не помойная яма, куда можно весь свой негатив выливать, даже не назвав своего имени, а просто прячась под буквами и цифрами (некоторые умудряются даже оценивать мою квалификацию и давать мне оценки как студентке на экзамене).

Мой канал не для "прирождённых экспертов", которые знают всё и обо всём: как учить и чему, какие методы и приёмы использовать, что я умею и чего не умею (причём, оказывается, знают лучше меня самой), что хорошо и что плохо. МНЕНИЕ МНЕНИЮ РОЗНЬ!

Мой канал – это опыт репетитора с 20-летним стажем работы, который за много лет наработал свою методику подготовки учащихся к сдаче как выпускных экзаменов, так и просто написанию банального словарного диктанта.
Мой канал – это копилочка для школьников и их родителей, которым часто приходится самим объяснять непонятную тему или помогать с выполнением домашнего задания своему ребёнку.

На своём канале Я НИКОГО НЕ УЧУ, учит учитель в школе. Я НЕ ШКОЛЬНЫЙ УЧИТЕЛЬ!

🔥 Я делюсь некоторыми интересными, с моей точки зрения, приёмами, которые помогают быстро ЗАПОМНИТЬ то или иное правило, чтобы моментально воспользоваться им в жёстких временных условиях 45 минут.

Поэтому, прежде чем УЧИТЬ меня, что надо, а что не надо школьнику знать, читайте, пожалуйста, внимательно статьи, где я делюсь своими лайфхаками (кстати, мне уже "прилетело" от многих комментаторов за это слово, но заявляю: оно мне нравится и я буду его использовать в своих статьях и дальше, уж извините!) и всегда оставляю за читателями поле для собственной фантазии.

Мне, кстати, некоторые комментарии и подсказки читателей очень нравятся, и я уже взяла парочку себе на вооружение.👍

Теперь простой вопрос к читателям: ВЫ ГРАМОТНЫЙ ЧЕЛОВЕК? Ответьте себе честно, без прикрас, без лишней похвальбы, как перед доктором. А ВАШ РЕБЁНОК ГРАМОТНЫЙ?

Возьмите обычный текст из школьного учебника хотя бы 8-9 классов и напишите его под диктовку или продиктуйте своему выпускнику. Сколько ошибок вы насчитали? Только честно.

К чему я об этом спрашиваю? Большая часть населения нашей страны не сможет без ошибок написать простой школьный диктант, не сможет заявление на работу без ошибок оформить, элементарно оставить грамотный комментарий под статьёй или видео.

И вот два главных русских вопроса тут как тут: КТО ВИНОВАТ и ЧТО ДЕЛАТЬ?

КТО ВИНОВАТ?

Моя статья не о проблемах школы и о каторжном труде учителей. Об этом написаны тысячи статей в Интернете.

Проработав долгое время в школе и вспомнив свои школьные, а потом и лицейские годы, я сформулировала для себя несколько причин этого пресловутого КТО ВИНОВАТ (повторяю: это моя точка зрения, которая может кардинально отличаться от вашей):

😒 1. Некоторые школьные темы КАТЕГОРИЧЕСКИ нельзя изучать
хотя бы до 8-9 классов.

Например, "Причастие". Большинство 11-классников не могут даже пример причастия привести, что говорить о других аспектах этой части речи.

Или "Состав слова". Вы бы посмотрели, как школьники старших классов разбирают слова по составу (я не говорю о простеньких словах). А ведь именно на строении слова построена половина правил русской орфографии.

Такие разделы приходится заново ПЕРЕУЧИВАТЬ потом в 9 классе, чтобы выполнить грамотно задание по орфографии на ОГЭ, а потом на ЕГЭ.

😒 2. Учебники по русскому языку уже с младшей школы "напичканы" теорией, причём правила расположены абсолютно бессистемно, у детей нет в голове общего представления о структуре языка, нет единой орфографической картины.

На мой взгляд, начинать нужно не с правил, а с наблюдения, внимательного и вдумчивого, над внешним видом слов, нужно исследовать их происхождение, сравнивать с заимствованными словами. Нужно учить видеть и понимать особенности русского произношения и письма.

Например, зубрят правило про безударные гласные (кОза – кОзы, мОрской -мОре и т.д.) и потом все 11 лет любую гласную им и проверяют (от приставки до окончания).

😒 3. Правил много – толку мало. Все 11 лет школьники только и делают, что учат правила. Так должно быть, по мнению родителей и учителей. Но учат ли их школьники в реальности?

Большинство выпускников, кроме ЖИ-ШИ, ничего сформулировать не могут. Потому что школьная академическая система заточена на зубрёжку, а не на понимание. Знать – значит пользоваться правилом тут же, моментально, сиюминутно, а не ковырять в носу со словами "ну…", "типа…", "а…" и т.д.

Кстати, недавно прочитала статью в интернете, где репетитор математики нахваливала школьного молодого учителя, на которого ученики жаловались, что его не понимают. Выяснилось, что объяснял он научным, академическим языком учебников (всё вроде правильно, но никто ничего не понял).

Поставьте себя на место ученика: вы хотите изучать предмет, который не понимаете из урока в урок? По мнению автора статьи, это очень хороший, грамотный специалист. Кому от этого хорошо? Только репетитору, у которого всегда будет работа, и родителям, которые этому репетитору смогут заплатить.

😒 4. Признайтесь уже себе: не хотят ваши дети ничего учить.

Не сравнивайте себя лет 20-30 назад и современную молодёжь. Лет 50 назад, если не выучил на уроке, не слушал учителя, ворон ловил, топай после уроков в библиотеку, ищи сам, трать своё время.

Сегодня мир уже другой, любую информацию можно в любой момент найти в Интернете. И любое правило по русскому языку тоже.

Нужен другой подход к подаче и, главное, запоминанию теории. А писать мне в комментариях: "Как же без теории, так нельзя" бессмысленно, не работает это для современного школьника.

ЧТО ДЕЛАТЬ?

Какова главная, глобальная цель учителя русского языка (без всяких философских рассуждений о формировании личности, о воспитании полноценного гражданина общества и т.д. и т.п.)?

🔥 Главная цель – выпустить из школы грамотного человека. Ведь именно этого хотите вы, родители.

Так вот для победы над этой тотальной безграмотностью выпускников нужна правильная стратегия. Не нужно учить день и ночь несметные полчища правил, которые всё равно выучить невозможно. Уже на полпути школьники теряют всякий интерес к изучению этой пресловутой ТЕОРИИ.

🔥 Нужно экономно тратить силы, каждое действие должно быть точно направлено на решение конкретной орфографической задачи с минимумом пояснений, проверок и заучиваний. И в этом суть моего подхода.

Я НЕ ПРИЗЫВАЮ НЕ УЧИТЬ ТЕОРИЮ!

Без базовых знаний о склонении, спряжении, частях речи, членах предложения и т.д. грамотного человека не получится. Но я предлагаю проще, легче относится к этой теории, не загонять ни себя, ни ребёнка в жёсткие рамки учебника.

Поэтому я стараюсь облегчить жизнь школьника, особенно выпускника, различными интересными и простыми советами (они же лайфхаки), основанными на мнемотехнических приёмах и вообще на здравом смысле.

Я часто в своих статьях пишу про МЕТОД ЗАМЕНЫ, потому что он РАБОТАЕТ именно тогда, когда НЕТ ВРЕМЕНИ ДОЛГО ДУМАТЬ, когда за 45 минут нужно успеть и диктант написать, и задание сделать.

Моя работа как репетитора заключается в том, чтобы показать ученику более простой путь к заветной цели, т.е. мы идём, как в сказке про Красную Шапочку, не длинной дорогой (её и без меня все знают, она в школьном учебнике написана), а короткой с минимумом проверок.

Иногда заучить слово или фразу, особенно смешную, школьнику легче и веселее, чем зубрить бессмысленный набор букв.

Поэтому надо часть речи определить – МЕТОД ЗАМЕНЫ, надо окончание существительного написать – МЕТОД ЗАМЕНЫ, надо НЕ слитно- раздельно поставить – снова МЕТОД ЗАМЕНЫ.

Один приём работает на большое количество правил. Одну проверку запомнить легче, чем десять разных, согласны?

Вот некоторые варианты запоминания, которые предлагали мне в комментариях:

✔️1. Например, для запоминания окончаний существительных просто выучить гласные для 2, 3 склонения, хотя для 1 склонения проверку оставить: 1 склонение – ЗЕМЛЯ, 2 склонение – Е, 3 склонение – И.
Вопрос: к чему этот разброс проверок: тут слово подставь, а тут запомни? Не проще ли выбрать один способ проверки?
✔️2. Для определения падежа существительных выучить предлоги: для Д.п. – ПО, К, для П.п. – В, О.
Вопрос: зачем учить предлоги (вы сможете их выучить навсегда и не перепутать), когда опять же работает метод замены?

Зачем несколько проверок, когда есть одна?

👍👍👍 Смысл моих статей как раз в том, чтобы сократить количество разных проверок (их много, они разные, все хорошие, они все работают, подчёркиваю это, но ИХ МНОГО) и свести всё к ОДНОЙ.

Кстати, мне тут доказывали в жарком споре, что буквы запомнить легче, чем слова.

Источник: Яндекс. Картинки
Источник: Яндекс. Картинки
😯 Когда пароль придумываете к своему почтовому ящику или к личному кабинету на сайте, вы бессмысленную последовательность букв набираете или осмысленную фразу? Подумайте об этом.

И не сравнивайте себя, людей взрослых, имеющих большой читательский опыт и в определённой мере сформированную зрительную память, и школьника, который ничего длиннее школьного параграфа прочитать часто не в состоянии (хотя не все, не буду лукавить, есть очень грамотные и читающие ребята👍).

👍👍👍 Смысл моей статьи сводится к следующему: там, где есть простой, короткий путь, зачем идти сложным и длинным?

Теория без реальных практических результатов – это НОЛЬ, ПУСТАЯ ТРАТА ТЫСЯЧ ШКОЛЬНЫХ ЧАСОВ, ПОТЕРЯННЫЕ ГОДЫ. Нужен реальный практический результат – диктант на пятёрку, тест на 80+ и т.д.

Если этот результат достигнут, значит метод работает. Или вы не согласны?

Друзья, я не оспариваю ваш жизненный опыт, ваши методы работы и те способы написания слов, которыми пользуетесь вы. Я предлагаю для ознакомления лишь то, что работает у меня и позволяет достигать высоких баллов на выпускных экзаменах.

Поэтому если вы в чём-то не согласны с автором статьи, не нужно спорить со мной до посинения и переходить на личности, просто проходите мимо.

Если готовы в позитивном ключе поделиться своими работающими приёмами, пишите, буду рада о них узнать.

Спасибо, что дочитали до конца.

Подписывайтесь на канал! Спасибо за лайки! Всё это поддержит канал, который только начинает свой путь!