Найти в Дзене
Blackwood history

История оружия. Гениальная примитивность.

Наши предки дураками совершенно точно не были. Даже в те далекие времена, когда каменный век уже закончился, а железный еще не начался, они отлично понимали несколько простых, но важных вещей. Например, что безопасности много не бывает. И поэтому сразу после того, как строились дома и амбары, где можно было хранить излишки пищи, вокруг них трудолюбиво начинали строить стену повыше. Ну, чисто на всякий случай.

Но и другие наши предки, что приходили для того, чтобы позаимствовать те излишки, что хранятся в амбарах, тоже не были дураками. И поэтому, кроме аргументов в виде оружия, они приносили с собой разнообразное осадное снаряжение для того, чтобы убрать так мешающие стены, ворота и все прочее, что понастроили эти не желающие делиться жмоты.

Вот так в незапамятные времена и началось противостояние осадных орудий и укреплений. Самая долгая гонка вооружений, что началась со времен постройки первой глинобитной еще крепости, и не закончилась и по сей день. И сегодня мы будем говорить про самый древний, крайне примитивный и чудовищно эффективный инструмент осадной войны. Про таран.

Даже в доисторические времена были тараны.
Даже в доисторические времена были тараны.

Начиная разговор о таране, нужно с самого начала понимать, что из-за своего примитивизма он прошел множество совершенно одинаковых фаз развития с доантичных времен до самого конца позднего средневековья. Однажды появившись, он на протяжении десятков веков изменялся каждый раз, когда изменялись окружающие его условия, становясь то проще, то сложнее, в зависимости от тех целей, которые ему были поставлены.

Когда началась история тарана, нам доподлинно неизвестно. Единственно, что можно сказать совершенно точно, что уже во времена Вавилонского царства это средство разрушения стен, ворот и прочих мешающих армии преград. было уже известно. Хотя, судя по описанию процесса использования этого доисторической "отмычки" он был совершенно не похож на то, что мы представляем себе, когда говорим о стенобитном орудии.

Максимально просто.
Максимально просто.

Тогда стены разрушали просто бревном. Несколько сильных человек хватали срезанное в ближайшей роще достаточно длинное и тяжелое бревно и уже с ним шли к вражеским укреплениям с целью немного их разрушить. От надоедливых стрелков, пращников и метателей, что уже тогда портили настроение приличным людям, их прикрывали щитами боевые товарищи. А им оставалось только быстренько развалить глинобитную стену или деревянные ворота и немедленно броситься на врага.

Впрочем, такое благолепие длилось недолго. Народы Ближнего Востока, центра тогдашней цивилизации, шли по дороге прогресса со страшной скоростью. Древние государства, бывшие ранее совершенно незначительными, разрастались, а вместе с ними росли и города. Стены и ворота их становились больше и крепче, и уже скоро сломать их простым бревном не было никакой возможности.

А значит, требовалось бревно побольше, потяжелее и желательно с бронзовым, медным или хотя бы каменным наконечником. Но вот незадача. Бревно таких размеров передвигать вручную было уже решительно невозможно. И поэтому, к началу первого тысячелетия до Рождества Христова инженерная мысль явила свету первая специализированную осадную машину. Большой таран.

Большой таран
Большой таран

Представлял он собой здоровенную раму, чаще всего треугольную, под которой на веревках или цепях, если размер тарана был уж чрезмерно большим, вешалось большое и тяжелое бревно - биток. Которым и предполагалось стучать в ворота или стену города до тех пор, пока осаждённые не поймут, что к ним пришли гости, и не откроют.

Вышло чудо как хорошо. Теперь не нужно было тащить тяжеленное бревно на руках и бить им, удерживая всю эту конструкцию весом в несколько сот килограмм на весу. Вся эта сложная конструкция спокойно катилась на колесах или обычных деревянных катках до самой стены, где можно было спокойно начать разбираться с препятствием. Удобно. Практично. Хорошо.

Хотя, казалось бы, ну что может сделать каменной стене деревянный таран? Ну где дерево, а где гранитные валуны? Ну что тут сказать. Все это было бы так, если бы не один небольшой нюанс. Каменные стены, большую часть своего существования, со времен Вавилонского царства и до замков позднего Средневековья, никогда не были каменными монолитами.

Осада замка, выглядит вообще не так. Но фотографий времен средневековья, к сожалению не сохранилось.
Осада замка, выглядит вообще не так. Но фотографий времен средневековья, к сожалению не сохранилось.

Чаще всего крепостная или городская стена была конструкцией сложной и многослойной. По настоящему большие и крупные камни клались при ее строительстве с внешней стороны. Чуть менее большие и прочные - со стороны внутренней. А основной массив стены заполнялся еще более мелкими камнями, уже совершенно невзирая на их прочность, размер и качество материала.

Поэтому и при взятии Иерусалима Римскими войсками в 70 году, и во время крестовых походов, и даже во времена позднего Средневековья, казалось бы, просто примитивное бревно, пусть и небыстро, но надежно разбиралось с любой крепостной стеной. Тут главное - дотащить всю эту конструкцию до врага.

  • "Русский Хаган" посадил своих воинов на лодки, которые выдолблены были из цельных деревьев и которые на их «варварском» языке назывались «моноксвило». Они причалили их к Царьграду и осадил его с суши и с моря. Воины его были мощны и весьма искусны. Их было столь много, что на одного горожанина приходилось 10 русских. Тараны и осадные машины привезли же они с собою. Всю неделю с предшествующей субботы дня Благовещения», делали они ожесточенные приступы, били стены города таранами и многое поломали. Грузинский манускрипт 626 года.

Но, впрочем, мы, кажется, забежали вперед, и нам нужно вернуться к временам Ранней античности. Подлые враги, поняв, какую угрозу представляет для них таран, стали самым бессовестным образом портить этот прогрессивный механизм, забрасывая его факелами, горящими стрелами и прочим тяжелым мусором. И если самому бревну, огромному и тяжелому, вся эта летающая дрянь была, в общем-то, не сильно опасна, то опорная рама, а особенно узлы подвески, страдали от такого противодействия чрезвычайно.

Отдельно было жалко храбрых воинов, что управляли этой сложной конструкцией. Поэтому уже к IX веку до нашей эры тараны еще сильнее усложняются, получают крышу, а чуть позже и стенки для защиты от стрел и зажигательных снарядов. Простая деревянная доска, покрытая толстой мокрой кожей, неожиданно оказывается почти непреодолимой почти для всего, чем располагают защитники крепостей в те времена.

Серьезно укрепленный ассирийский таран.
Серьезно укрепленный ассирийский таран.

И вот в виде такой закрытой конструкции, похожей внешне на черепаший панцирь. таран существует на протяжении всей ранней и классической античности. Кстати, именно в то время таран и получил свое название. Вернее, два названия, под которыми был известен большую часть своего существования.

Собственно, тараном на латыни - aries, на английском - ram, на французском - bélier это осадное орудие стали называть за его сходство с бараном, встретившим перед собой препятствие. Да-да-да, дорогой друг, На всех этих языках таран и баран - это одно и то же слово.

Хотя появилось это название, если верить небезызвестному римскому военному историка Вегеция, довольно поздно, во времена Филиппа II, отца Александра Великого. До этого же таран называли testudo, то есть черепаха. Скорее всего, из-за прочного "панциря" общей его формы и крайне небыстрой скорости передвижения.

Вообще, тараны, использовавшиеся практически всеми развитыми державами античности, не менялись очень долго. Например, Ассирийский таран, что использовался при взятии Вавилона, отличался от тарана какого-нибудь греческого полиса, что был построен пятью веками позже. исключительно косметически. Тот же функционал, те же механические принципы. Впрочем, это неудивительно, ведь такой примитивный механизм крайне сложно использовать как то иначе.

Хотя нет, если говорить совершенно точно, было одно изменение. Размер.

Очень большой таран.
Очень большой таран.

Попав в руки молодого еще Вечного Города, таран чрезвычайно понравился Сенату и Народу римскому. Римляне вообще имели слабость к разным сложным механизмам, особенно если при их помощи можно было что-нибудь сломать. Онагры, баллисты, скорпионы. И, конечно же, тарану тоже нашлось место в инженерном парке римских легионов.

Вообще времена Римского владычества в Европе - это золотой век осадных машин вообще и тарана в частности. Общую простоту механизма римские части компенсировали его величиной, увеличив его до каких-то поистине циклопических масштабов. Например, таран, что использовали во время осады Сиракуз в ходе Второй Пунической войны, требовал для перемещения и нормальной работы чуть менее шести тысяч легионеров.

  • Это — чудовищная балка, похожая на корабельную мачту и снабжённая крепким железным наконечником наподобие бараньей головы, от которой она и получила своё название; посередине она на толстых канатах подвешивается к другой поперечной балке, покоящейся обоими своими концами на крепких столбах. Потянутый многочисленными воинами назад и брошенный соединенными силами вперёд, он своим железным концом потрясает стену. Нет той крепости, нет той стены, которая была бы настолько сильна, чтобы противостоять повторенным ударам «барана», если она и выдерживает первые его толчки… В то время, когда никто таким образом не мог осмелиться взойти на стену, одна часть солдат притащила сюда таран, который для защиты рабочих и машин был покрыт сплошной кровлей, сплетённой из ив и обтянутой сверху кожами. При первом же ударе стена задрожала и внутри города раздался страшный вопль, точно он уже был покорён. Иосиф Флавий

Первая Пуническая, Вторая, все Митридатовы войны, Иудейская война и даже войны с Германскими племенами, что велись Вечным городом на закате его истории. Все это время простой и надежный таран сопровождал римские легионы по всей известной Ойкумене, делая то, что умел лучше всего. Настойчиво стучался в двери, которые негостеприимные хозяева не хотели открывать.

Просто, но  крайне эффективно.
Просто, но крайне эффективно.

И вдруг однажды все закончилось.

Падение Вечного Города, Раннесредневековый климатический пессимум и "Великое Переселение народов", случившиеся почти одновременно, оставили таран без работы. Европа из процветающей римской провинции с большим населением и множеством городов превратилась в Дикие земли, где людей было заметно меньше, чем голодных волков, а приличной крепости так и вовсе было найти невозможно.

Но наш герой не отчаялся. С упрямством, достойным лучшего применения, он продолжал существовать даже тогда, когда остальные его коллеги по ремеслу растворились в реке времени.

К VI веку люди, живущие в варварских королевствах, забыли все те чудеса инженерной науки, что оставил им Римский мир. Всего несколько баллист и онагров, частично привезенных из Византии, частично собранных на месте по привезенным образцам, защищали стены крупнейших франкских, бургундских и вестготских городов. Более же сложные механизмы и конструкции и вовсе стали историями и легендами. И только у тарана все было неплохо.

Отброшен на исходные позиции. Но непобежден
Отброшен на исходные позиции. Но непобежден

Нет, конечно, общее падение технологической базы, как, впрочем, и исчезновение достойных целей, сказалось и на нем. Вместо большой и сложной инженерной конструкции римских времен таран снова стал простой рамой, на которую подвешивалось било, а иногда и вовсе бревном, вырубленном в соседнем лесу. Точно таким же, как в доисторические времена.

Хотя надо признать, что и такого примитивного осадного орудия вполне хватало для укреплений "темных веков". Для разрушения ворот и частоколов "Motte-and-bailey", главного укрепления того времени, не нужно было ничего сверхэффективного. Старый добрый таран, пускай даже и ручной, отлично справлялся.

И вновь, как и много веков назад, оказавшись едва ли не единственным средством осады, таран начал свой нелегкий путь вперед и вверх.

Словно один миг прошли четыре века раннего Средневековья. Снова росли города, становились толще стены, да и ворота стало модно оковывать недавно еще очень дорогим металлом. А значит, рос, усложнялся и увеличивался таран, теснимый со всех сторон старыми и новыми коллегами по осадному ремеслу.

Арбалеты и требуше.
Арбалеты и требуше.

Онагры и баллисты, пополнившись новомодными требуше, арбалетами и прочими прогрессивными орудиями разрушения, снова появились на поле боя, пытаясь раз за разом сокрушить укрепления, что тоже не секунды не стояли на месте, превращаясь уже в совершенно неприступные сооружения. И таран в этой истории играл далеко не последнюю роль.

  • Франки пользовались поразительными машинами и странными приспособлениями, устрашавшими наблюдателя. Люди в городе боялись этих машин и страшились их. Среди прочего они сделали большую военную машину, под которой могло находиться много воинов; она была покрыта листами железа. Под нею находились повозки, чтобы тащить ее. У нее была большая "голова" чтобы таранить стену. Она называется таран (кабш), которым бьют в стену с огромной силой единым движением многих людей, и она заставляет стену рушиться после повторяющихся ударов. Ибн Шаддад 1190-1191 год

И вновь с появлением крепких замков и больших армий для тарана наступил золотой век. Самое древнее и примитивное осадное орудие чувствовало себя в круговороте войн, осад и штурмов настолько прекрасно, насколько это было возможно. Стены, ворота, решетки, палисады - везде для тарана находилась работа, везде было что поломать.

Ломать не переломать.
Ломать не переломать.

Вот только средства борьбы с осадными машинами тоже не стояли на месте. Огромные дротики из баллист, зажигательные снаряды и камни, сбрасываемые со стен, с похвальной регулярностью разрушали тараны, убивая всех, кто находился рядом. Впрочем, никого это особо не волновало. Таран был все еще самой дешевой осадной техников после штурмовых лестниц, а пехотное ополчение, что отправляли с ним к стенам, так и вовсе ничего не стоило.

И только с появлением в XV веке осадной артиллерии серьезного калибра потеснило таран с поля боя. Огромные осадные жерла оказались, несмотря на их крайне невысокую скорострельность и техническую небезопасность, настолько эффективными, что немедленно превратили всю другую осадную технику в ненужный хлам. Всю, кроме тарана.

Даже получив такой сокрушительный удар, таран так до конца и не пропал с поля боя, снова превратившись из сложного, большого, хорошо защищенного механизма, в простейшее средство взлома дверей. В примитивное бревно, которым так удобно выламывать двери в домах взятого на меч средневекового города.

-11

И вот в виде такой "отмычки" для запертых дверей, таран, в общем-то, отлично чувствует себя и по сей день, находясь в арсенале полиции и специальных подразделений. Он снова терпеливо ждет того момента, когда для него появляться достойные цели. Чтобы вновь превратиться в огромную, почти непробиваемую черепаху, что с упорством барана прет по полю боя к одной ей известной цели.

Последним же случаем использования тарана при осаде считается осада Глостера в 1643 году, во время Гражданской войны в Англии. Именно об этой осаде Джеймс Уильям Эллиот написал известный всем стишок "Шалтай - Болтай". Тогда, несмотря на присутствие отличной уже артиллерии, был построен и спущен к воротам города с холма как минимум один таран. Впрочем, смог ли он добраться до ворот и сломать ли хоть что-то, неизвестно.

А вообще случается всякое конечно.
А вообще случается всякое конечно.

А про осадную машину, что именуется таран, мне вам больше рассказать нечего.

  • Humpty Dumpty sat on a wall,
    Humpty Dumpty had a great fall;
    All the king's horses and all the king's men
    Couldn't put Humpty together again.