Осада средневекового замка, зрелище незабываемое. Разноцветные штандарты и шатры осадного лагеря, простирающегося до горизонта. Они скрывают тысячи готовых в атаке солдат, ожидающих только команды на штурм.
В то же время, чуть дальше, саперы, подводят под стену огромную пороховую мину, а лучники и арбалетчики встав за своими большими осадными щитами мантелетами, развлекают осажденных перестрелкой, чтоб те не сильно скучали, и держали себя в форме.
Неподалеку батарея требуше, расстреливает ближайшую стену замка, выламывая из неё огромные куски камня. А внизу по извилистой дороге к барбакану со скоростью черепахи несколько десятков солдат тащат огромный таран.
Мины, подкопы эскарпы и контрэскарпы, баллисты, стрелометы и штурмовые башни. Все это, просто музыка для ушей настоящего средневекового военачальника. Стратегия и тактика осады, как и все прочее военное дело средних веков, развивалось стремительно, поднявшись на небывалую высоту к позднему средневековью.
Но с чего все началось? Как брали и защищали города и замки в эпоху "варварских королевств" и "эпохи викингов"? Давайте разбираться. И начнем мы уже привычно с Рима. Потому что невозможно говорить про раннее средневековье, и ни слова не сказать про Римскую империю, давшую «варварским королевствам» Европы, чуть более чем все.
Римские осадные машины были прекрасны и многочисленны. Баллисты, катапульты, онагры и прочая античная артиллерия присутствовали в римских легионах всегда. Не исключением было время поздней империи. Легион вообще был весьма самостоятельной боевой единицей, способной вести как полевое сражение, так и осаду.
Еще он мог строить укрепления, прокладывать дороги, да черт возьми его можно было использовать даже как морскую пехоту. Однако были у него и слабые стороны. И главная слабость его была в том, что легион мог существовать только до тех пор, пока существовала империя, покорившая всю Ойкумену.
Когда захлестнувшее Вечный город человеческое море гуннов, готов и прочих германцев отступило, обнажив руины городов империи, выжженные пашни и обезлюдевшие земли, стало очевидно, «великое переселение народов» поставило жирное многоточие в военном деле Европы.
Стало ясно что больше не будет огромных профессиональных армий, просто потому, что никто на территории Западной Евразии, не смог бы их, даже просто прокормить. Да и целей для таких армий больше не было. Юстинианова чума и раннесредневековой климатический пессимум, уменьшили население Европы в 4 раза, превратив цветущие земли римской Европы в буквально медвежий угол, где дикий зверь встречался чаще, чем живой человек.
Пришедшие же с востока "варвары", смешавшись с живущими тут уже несколько веков германскими федератами Рима, начали строить новые королевства, хотя и с оглядкой на римское наследие, все же в первую очередь согласно своим традициям. Они заселялись в римские укрепленные города, зачастую делая их своими столицами, однако сами долгое время повторить таких укреплений, не могли.
Да если честно не особенно и хотели. Большая часть значительно уменьшавшегося населения Европы, отлично чувствовало себя в больших поселениях, построенных "по германской моде", укрепленных чаще всего только рвом, валом и частоколом. Этого было вполне достаточно, чтоб чувствовать себя в сравнительной безопасности, и не бояться внезапного нападения.
Родовое ополчение, обеспечивало защиту поселения и близлежащих земель от мелких разбойничьих шаек, случайных людей и дикого зверья. Впрочем, возможности ополчения были не очень велики, и если у поселения начинались настоящие проблемы, ну например, вместо очередной банды к их стенам приходила войско владетеля соседних земель, то на помощь приходил местный землевладелец со своей дружиной.
Проживал кстати такой землевладелец, как правило, в "Motte-and-bailey", деревянном укреплении, которые только через пару веков превратится в роскошный каменный замок. А пока, оно не очень отличалось с точки зрения фортификации от обычного поселка. Тот же ров, вал, частокол и большая деревянная башня.
И, казалось бы, все эти совершенно несерьезные деревоземляные укрепления, должны легко браться даже не самой большой и обученной армией. Ну, в самом деле, не остановит же ров и вал осаждающих, решивших всерьез взяться за такой с позволения сказать "замок".
И да, всё наверное именно так бы и было, если бы не одно НО. Количество инструментов для осады у полководца "раннего средневековья" было таким же небогатым, как и фортификация того времени.
Ушедшая в небытие Римская империя забрала с собой также, почти все боевые машины, бывшие обычным и привычным оружием легионов. Существующие где-то в Византии и на арабском востоке онагры, баллисты и стрелометы, стали для Европы легендой и седой историей, уступив свое место другим, более привычным для потомков германских племен способам осады.
И самым распространенным таким средством были, конечно, штурмовые лестницы. Одно из простейших средств осады, имеющее массу достоинств. Их возможно было изготовить прямо на месте, они легко могли быть доставлены силами самих воинов к стенам. Они были дешевы, а главное их можно было сделать чрезвычайно много. Но был у них конечно и недостаток.
Штурмовые лестницы, даже в раннесредневековой осаде, это был скорее способ группового самоубийства, чем осадное орудие. Воины, лезущие по ним даже на не очень высокую деревянную стену, были отличной мишенью для любого врага имеющего в руках лук, самострел или метательное копье.
Необходимость при подъеме держаться за лестницу хотя бы одной рукой, не позволяла штурмующим прикрываться от обстрела щитом. А при практически поголовном отсутствии нательного доспеха у воинов раннего средневековья, приводила к каким-то просто нереальным потерям у осаждающих.
Мирится с такими потерями, было конечно невозможно. И уже к VI веку, при осадах укреплений готы и бургунды стали использовать прием который значительно позже назовут «концентрация огня». Осаждающие собирали вместе всех имеющихся стрелков, и метателей дротиков и ставили их непосредственно за штурмующими стену воинами. Их задачей было обстреливать и забрасывать метательным оружием защитников рискнувших выглянуть из-за защиты стен.
Этот прием помог значительно сократить потери штурмующих, и некоторые время был настолько эффективен, что даже попал на страницы "Истории готов" Флавия Кассиодора.
Конечно же, осажденные вскоре нашли чем ответить. Они также стали собирать большие группы стрелков и метателей на штурмуемой стене, забрасывая стрелами и копьями не только лезущих на стену, но и стрелков которые должны были их прикрывать. И это, благодаря защите стен, у них отлично получалось.
Поэтому вполне очевидно, что вскоре при осадах снова начали использовать мантелеты. Эти большие осадные щиты, никогда окончательно не пропадали с полей сражений. Даже когда рухнула Римская империя и на ее место пришли германцы, не имеющие распространенной традиции применения лука в бою, и больше полагавшиеся на метательное оружие, их использовали при создании укрепленных лагерей.
И вот мантелеты снова перекочевали под стены крепостей, отлично защищая осаждающих, позволяя им не только вести перестрелку с защитниками из укрытия, но и проводить осадные работы, засыпать рвы и даже делать подкопы под стены.
Понятно что, говоря о подкопе, мы должны понимать, что такой нетривиальный способ осады использовался в раннем средневековье чрезвычайно редко. В первую очередь, потому что для него, как правило, просто не было достойной цели. Подкапывать деревянную стену, построенную на вершине вала, дело чуть более чем полностью бесполезное. Такое укрепление в лучшем случае просто немного просядет, не потеряв ни в малейшей степени своих защитных свойств.
И совершенно другое дело, если осаждался большой город, защищенный еще римскими, или построенными уже позже по их примеру каменными укреплениями. Высокие каменные стены, превосходя раннесредневековые деревоземляные укрепления во всём, тем не менее, как любая высокая вертикальная конструкция, были чрезвычайно чувствительны к прочности почвы, на которой были построены. И хотя автору известен всего лишь один случай успешного подкопа приведший к обрушению стены города Юлиан франками Хлотаря и Хильдеберта, мы можем с уверенностью сказать, что и этот способ осады был знаком полководцам раннего средневековья.
Самыми же технически сложными инструментами осады эпохи "варварских королевств", были таран и осадная башня. И то и другое, строилось крайне редко, просто потому, что для создания таких больших и сложных осадных машин, требовалось большое количество времени и квалифицированных специалистов.
И если на земляные работы можно было просто согнать жителей окрестных земель, то, для того чтоб собрать здоровый передвижной каркас для тарана, или еще более огромное основание осадной башни, высотой с крепостную стену, нужны были люди с серьезным опытом в этой области.
Поэтому тараны, а тем более осадные башни, были нечастыми участниками осад. Хотя абсолютно точно были известны и применялись во все периоды раннего средневековья от падения Рима до конца "эпохи викингов". Делались они, как впрочем, и все остальное осадное снаряжение прямо на месте, из сырой и достаточно плохо обработанной древесины. Поэтому, серьезно отличались от своих собратьев классического, а тем более позднего средневековья, причем не в лучшую сторону. Однако с задачами поставленными перед ними, они справлялись. Но не каждый раз. Скорее от случая к случаю. Но все-же справлялись. Хотя и не всегда.
Что же касается прочих осадных орудий, которые были так распространены в римской армии, то можно с большой долей уверенности говорить, что они не использовались в Европе раннего средневековья до самого окончания "эпохи викингов". Именно тогда, во время осады Парижа 885-886 года мы находим первые подтвержденные данные использования баллисты и стреломета, из которых осажденные обстреливали укрепления штурмующих.
Как видишь дорогой читатель, ассортимент осадных инструментов раннего средневековья был не богат, если не сказать больше. Лестницы, мантелеты, подкоп, осадная башня и таран, вот собственно и все. И поэтому не удивительно, что штурмы даже не самых укрепленных городов, были в то время не то чтобы сильно успешны.
Если город не удавалось взять сходу, захватив ворота передовым отрядом до того как защитники успели их закрыть, или например быстрым и наглым штурмом при помощи лестниц, пока еще местное ополчение не вооружилось и не заняло свои места на стене, то штурм превращался в осаду. И тогда армия разбредалась по округе, сжигая окружающие постройки и поля, грабя и разоряя все, до чего могла дотянуться. Надеясь, при этом что вода и припасы закончатся в городе раньше, чем к ним придет подкрепление.
Однако и осады не длились долго. Потому что осада в средние века, событие одинаково опасное для обеих сторон. И дело не только в болезнях, которые крайне быстро распространялись в местах большого скопления людей. Выводя из строя армии ничуть не менее эффективно, чем вражеские мечи. Хотя конечно это была большая проблема.
Главной же опасностью, была чрезвычайная уязвимость осаждающих к удару в спину. Все же любая армия раннего средневековья, являлась все еще не в полной мере армией. Это было войско. Плохо управляемое, подчиненное, как правило, нескольким командирам и имеющее чисто номинальное общее командование. Поэтому сражение на два фронта, с осажденным городом и пришедшими ему на помощь союзниками удавалось выиграть не часто. Даже если у осаждавших было заметное численное преимущество.
Примерно это и произошло с большим войском сарацин осадившем Тулузу в 721 году. Не сумев взять город сходу, аль Сам взял его в осаду. И все у него было хорошо, пока к Тулузе не подошел ее законный владелец, герцог Аквитании Эд Великий. После чего сарацины не успевшие снять войско с осады и развернутся в сторону новой угрозы были разбиты, несмотря на то что превосходили по численности и защитников Тулузы и армию Эда вместе взятых.
- Собрав силы, аль-Сам напал на Тулузу и окружил город войсками, пытаясь победить её с помощью осадных машин. Узнав о том, что происходит, Франки собрались под командой Одо. И там, близ Тулузы, напали на сарацин, Франки убили аль-Сама, предводителя Сарацинских войск, вместе с частью его воинов, а прочих обратили в бегство.
Мосарабская хроника
Вот так непросто обстояли дела с осадой в эпоху «варварских королевств». Хотя конечно было один способ, позволяющий взять практически любой город. Да что там город, не все королевства могли против него устоять. Но это уже совсем другая история. История о королеве Фредегонде
#история
#викинги
#короли
#средневековье
#сражения
#франки
#замки
#рим