Много было таких солдат, кто возвращался обратно в инвалидную команду или богадельню. Здоровье не позволяло служить. Так, Родион Андреев сын Новиков, прослужив в Сапожке всего 2 года, в 1767 году снова попросился обратно. И с Дементием Малофеевым было то же. Михайла Соболев, прослужив в штате с 1754 по 1761 год, жалуется на падучую болезнь и просит уволить. Капрал Петр Федоров сын Куколев, не послужив и года, в 1765 году начал болеть: появился «превиликий шум в голове и глазами мало видеть». Слух тоже ухудшился. А потом началась чахотка.
Конечно, не все хотели закончить жизнь в инвалидной команде или богадельне. Были и такие, кто предпочитал болеть и умирать «на воле». В своем рапорте солдат Михайла Андреева 24 августа 1775 года сообщает, что отставной солдат Михайла Абудимов после продолжительной болезни умер. Поручик Белоглазов определяет: солдата похоронить, а имеющуюся на нем верхнюю и нижнюю амуницию снять.
Как была организована жизнь солдат штатной команды? Жили она на денежное содержание, в которое включались и деньги на питание (провиант). В 1765 год на содержание штатной команды в 29 человек по штату полагалось 1541 рублей в год. Самый большой оклад был у поручика- 126 рублей, сержант-15 рублей, капралы по 11, все остальные- по 7 рублей в год... Так подпоручик Михайла Попов должен был приступить к новому месту службы после отставки из Преображенского полка. Канцелярия переслала ему в Рязань треть жалованья, чтобы он мог добраться до Сапожка. По штату ему положено 126 рублей 37 копеек в год за вычетом по две с половиною копейки с рубля на госпиталь, остается 36 рублей 86 копеек. Эти деньги и были отправлены.
Кроме того, они получали военную форму. В Рязанской губернии нижние чины носили красные кафтаны с бледно-зелеными воротниками и обшлагами и желтыми пуговицами. Сохранилась челобитная 1768 года от купца города Сапожка суконного фабриканта Бориса Алексеева сына Третьякова, который предлагает свои услуги для поставки ткани на «строительство» верхнего мундира, то тесть епанчей, кафтанов, камзолов, штанов, шляп и погонов и прочее по выгодной цене «с уступкою» по штату 1762 года «о кавалерских пехотных полках» для штатной команды. Заказ он получил, Сапожковская воеводская канцелярия выдала ему 194 рубля 70 копеек.
В 1775 году верхняя амуниция солдата штатной команды города Сапожка, согласно документам, стоила 2 рубля 50 копеек с четвертью, нижняя 2 рубля 77 копеек с четвертью и осьмое.
С вооружение было хуже. Напомню жалобы власти в 1774 году во время пугачевского бунта: «Огнестрельного оружия никакого кроме старого колибра ружей кои находятся у штатных военнослужащих 24 человека для которых нет ни пороху ни свинца».
Понятно, что солдаты жили на квартирах у жителей города бесплатно, вся русская армия жила на квартирах. Многие, уйдя в армию, не успевали обзавестись семьями. Но были и семейные. И эта семейная жизнь была не легка.
15 сентября 1769 года соцкий города Сапожка Аввакум Аржевитинов сообщает о краже из лавки соляной продажи 10 рублей 74 копейки и 12 фунтов соли. Оказалось, что это сделала Авдотья Трофимова дочь жена солдата штатной команды Ерофея Кускова. Причем сделала это вполне сознательно. Не будем гадать о причинах поступка, но наказание последовало. Ее высекли кнутом и отдали на поруки.
Хотя и сами солдаты случалось попадали под следствие. В 1776 году местному бургомистру Федору Подшивалину и капралу Дементию Шемохланову с солдатом Савелием Тимофеевым пришлось оправдываться перед присланным из Рязани для словесного суда Иваном Колесниковым по поводу их совместного участия в разграблении дома местного канцеляриста Ивана Турбинова.
Собственно, использование немолодых и не очень здоровых людей для выполнения различных полицейских и административных функций хотя и обходилось государству недорого, но было явно неэффективно. Но пока существовало крепостное право и рекрутская форма формирования армии, другой системы не будет. «Штатные команды, кои в городах находятся при разных караулах Присутственных мест, или при должностях, суть в команде Городничего, который в случае опасности (оставя часовых, где необходимо нужно) оные собрать и употребить может для предохранения общего блага от опасности: почему Городничему надлежит за исправным состоянием той штатной команды прилежное смотрение иметь» -из текста административной реформы 1775 года Екатерины Второй.
Источники: фонд 568. Документы 201,376,428,431,454, 521, 780, 899, 901, 1069. «Историческое описание одежды и вооружения российских войск...» 1843 год, т. 4.