Найти в Дзене

Реклама или объявления: маркировать или нет?

Оглавление

Дисклеймер: Я — не юрист, но пыталась разобраться в данном вопросе, в том числе и через консультации с юристами.

Меня зовут Маковкина Екатерина, я администратор сети сообществ с объявлениями в соцсетях. В данном материале мы поговорим об обязательной маркировке рекламы, распространяемой обычными пользователями. Будь то продажа тортиков на заказ или наращивание ресничек. Реклама — двигатель прогресса и нужна всем, но как теперь давать её правильно по закону? Об этом и поговорим. Я поделюсь знаниями, которые я собрала по этой теме. Они актуальны на данный момент, 23.09.2023 года.

О чём вообще речь?

С 1 сентября вступают в силу поправки в закон о рекламе. Они подразумевают высокие штрафы за неправильно оформленные объявления рекламные посты для всех участников. То есть как для того, кто разместил рекламу и для того, кто ее подал. Суммы штрафов заявлены внушительные: для ИП до 500 т. р., для физлиц до 30 т. р. Лично у меня оформлено ИП, от этих цифр мне больно.

А что есть реклама?

Определение гласит, что реклама — это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Таким образом, привлекаете внимание неопределённого круга лиц к своей услуге — даёте рекламу! Ключевое слово здесь "привлекать", ведь нет привлечения — нет и рекламы. Тогда вы просто размещаете информацию. Давайте посмотрим, чем отличается одно от другого.

Отличие рекламного материала, от информационного
Отличие рекламного материала, от информационного

Таким образом, мы в праве распространять информацию о своих услугах и товарах как на своих ресурсах, так и на чужих (например, в городском паблике), если наш пост не привлекает внимания к конкретной услуге (товару) и не выделяется специально среди других постов сообщества.

Что надо маркировать?

Приведу пример формулировок, которые точно НЕ БУДУТ являться распространением информации и должны будут маркироваться по закону:

1. CTA (Call to Action) — призыв к действию. Это любые побуждения: купи, запишись, оставь заявку сегодня, подпишись и т. д. Например:

  • Успей записаться на горящие окошки!

2. Наличие ссылок в объявлении: держите ссылку на мой Instagram*, работы можно посмотреть на моём сайте, в моей группе ВК проходит конкурс и т. д.

3. Репосты — то же самое, что и ссылки.

4. Акции — привлечение внимания к чему-то конкретному. Например:

  • Внимание, акция! "Приведи подругу и получи скидку 20%"!

Само слово внимание уже привлекает внимание, а ещё и акция — комбо!

  • По промокоду FREE получи одну процедуру в подарок 🎁

Промокод работает так же, как и акции — побуждает к покупке, привлекает внимание.

5. Синтаксическое выделение нужных участков в тексте, например КАПСЛОК или восклицательные знаки ‼️‼️‼️, миллионы цветочков и т. д. Всё это может быть расценено, как реклама.

Это скрины из реальных постов из интернета. Их все можно расценивать, как рекламные.
Это скрины из реальных постов из интернета. Их все можно расценивать, как рекламные.

Это не значит, что надо податься в монахи совсем перестать пользоваться смайлами. Нужно просто расставлять их умеренно и к месту. Поговаривают, что одна из крупнейших соцсетей — Вконтакте, даже понижает охваты, если в посте более 5-6 эмодзи.

6. Закрепление записи. Некоторые соцсети позволяют фиксировать запись вверху ленты новостей, ФАС по этому поводу ясно дали понять: любая фиксация, закрепление, выделение являются признаками рекламы. Так как мы данным действием сознательно увеличиваем количество просмотров поста.

Одна из карточек с разъяснениями ФАС о том, что считается рекламой.
Одна из карточек с разъяснениями ФАС о том, что считается рекламой.

На данный момент уже зафиксировано одно нарушение рекламного законодательства: тату-салон закрепил в своей группе Вконтакте свой собственный конкурс. И это признали нарушением. Есть такое понятие, как самореклама. Её необходимо помечать и маркировать так же, как и остальную.

А что же можно...

Теперь попробуем разобраться, что не будет являться рекламой?

Из пояснения ФАС видно, что объявления должны быть:

  • размещены списком
  • в едином стиле
  • конкретной тематики

Если цель вашего поста — распространение информации о себе, вы хотите рассказать о своих услугах или товарах на тематической площадке. Например:

  • Я — мастер по наращиванию ресничек, оказываю услуги такие-то в таком-то районе.
  • Я провожу индивидуальное обучение лэшмейкеров с выдачей сертификата.
  • Я набираю моделей для отработки навыков... И т. д.

Все объявления такого рода должны публиковаться вами и от вашего имени. При этом, важно место размещения этого объявления. Информация должна быть размещена в сообществах в едином стиле и в единой тематике, не выбиваться графически и синтаксически. Например, группах "Ищу Модель", "Барахолка", "Фриланс" и т. д. То есть на любых досках объявлений, среди сотен таких же постов.

А если вы разместите его в новостном паблике своего города или сам паблик (не вы) разместит информацию о вас, как о мастере, а объявление будет там единственным, выделяться среди новостей и афиш, то это — реклама.

2. В последних рекомендациях ФАС добавила, что вакансии не являются рекламой. На любых ресурсах. Теперь можно смело искать мастера маникюра в салон и не бояться — маркировка не нужна.

Одна из карточек ФАС с разъяснениями по поводу вакансий.
Одна из карточек ФАС с разъяснениями по поводу вакансий.

Однако, если объявление о вакансии концентрирует внимание на преимуществах компании или в ней чрезмерно указано о лидирующих позициях, или о реализуемых товарах (услугах), в том числе с указанием цены, то такая информация может быть признана рекламой.

Примечание

Хочу добавить, что если вы разместили какую-то информацию бесплатно (вы не платили или вам не платили), то это никак не снимает с вас ответственность за маркировку рекламы. За контролем денежного оборота у нас следит Налоговая служба, а за контролем рекламного законодательства — ФАС и РКН.

Объяснения ФАС об оплате за размещение информации.
Объяснения ФАС об оплате за размещение информации.

Таким образом, если вы разместили по бартеру свою подругу, которая печёт кексики или подруга разместила вашу рекламу у себя в блоге, то у вас должен быть заключен договор безвоздмезного оказания услуг и получена соответствующая маркировка. Не удобно, но что делать 🤷🏻‍♀️

Заключение

На данный момент больше информации и пояснений нет, будем следить за разъяснениями ФАС и заведёнными за отсутствие маркировки делами. Как только будет что-то интересное — буду дополнять или напишу ещё статью.

* Instagram — продукт компании Meta, которая признана экстремистской организацией в России.