Сотрудник угрозыска Максимов в поисках древнего артефакта.
Урал место удивительное и было заселено издревле, задолго до современного летоисчисления. Люди жили разные и по разному. Каких только народностей здесь не было, как кочевых, так и оседлых. Но нас с вами интересует одна небольшая деревня, затерявшаяся веке в четырнадцатом на западном склоне древнего уральского хребта. Место для поселения было выбрано удачно, протекала река, по ней проходил путь на восток на ту сторону хребта, в Сибирь. По этому пути странствовали торговые караваны, как по реке, так и пешие.
Кто населял эту деревню не так и важно, так как мы уделим внимание лишь одному жителю, отличавшемуся от остальных. Звали его Райда, держался он особняком и слыл чужаком. В деревне поселились его родители, пришедшие с запада с одним из караванов, родили сына, вырастили и пропали в одну из летних ночей. Куда они ушли, никто не знал. Наверное отправились странствовать дальше по белу свету, а может и по какому другому.
Райда местный язык знал плохо, хотя и родился здесь, а на родительском языке говорить было не с кем. Вот Райда больше времени и молчал, и кличку за это получил - Молчун.
Деревянный сруб с земляной крышей, построенный родителями Райды, для тех мест жилищем был необычным. Местные удивлялись избе, так она называлась, но скоро начали строить похожие, оказалось удобно, особенно зимой в лютые морозы. Переняли и печку, складываемую из плитняка, промазанного глиной.
Жители занимались охотой, рыбалкой, торговали шкурками соболя, так что жили хорошо. В горах водилось и золотишко, только этим промыслом занимались особые люди, своих потаенных мест не открывали. А купцы скупали рыжье за бесценок. Но добытчикам и такого дохода хватало, быть бы сытым и одетым. Золотодобытчиков по современным меркам можно было назвать таежными романтиками.
Райда не стал охотником промысловиком, на золото в тайге натыкался, но относился к нему равнодушно. Зверя и рыбу добывал только для пропитания, соболя, попавшего в петлю, даже отпускал, зайчатины хватало.
За деревней в тайге возвышалась скала ТугАнка, местные обходили ее стороной, считали нехорошим местом. Когда-то давно на нее попытался взобраться ТугАн, сорвался и пoгиб. А Райда нашел путь, взбирался на самую вершину, где имелась ровная площадка, скала была как обрезана, и подолгу стоял в ожидании рассвета и ловил первый луч Солнца, показывающийся из-за Урал камня. Так издревле назывались Уральские горы.
Кто-то из местных охотников однажды увидел Райду, стоящим на Туганке, и рассказал об этом. С этого дня у Молчуна и появились первые проблемы, назовем их так, в отношениях с местными. Как можно было назвать человека, да еще родившегося от пришлых, забравшегося на проклятую и поэтому запретную скалу, конечно Колдун. Райде конечно ничего не сказали, но его избу начали обходить стороной, а встречая на улице, вообще убегать прочь.
Молчун не задумывался над этим, жил он в своем, одному ему известном мире. Только когда в деревне умер ребенок местного вождя, Колдуна выгнали, спокойно и тихо, а его дом сожгли. Райда ушел в чем был, да собственно ничего у него и не имелось. Жить Молчуну было где, потаенных мест в тайге хватало. А приспособы для рыбалки и охоты у него хранились в пещере недалеко от Туганки. Собственно в жизни Райды ничего и не поменялось.
Лаз в пещеру был узким, длинным. Мороз зимой в пещеру не проникал. В пещеры был очаг, дым поднимался вверх и уходил через трещины горного кряжа. В пещере гулко звучала капель, пополняя ручеек, журчащий у стены слева. И эта капель, и журчание ручья создавали музыку, проникающую в самую душу. Наверное обычный человек не смог бы долго находиться в подземелье, тем более жить. Только Райда не слышал этих звуков, они и так были внутри него всегда.
Если первый луч Солнца Райда встречал стоя на скале, то провожал дневное светило у стены, рядом со входом в пещеру. Стена была вертикальной и ровной, быть может в древности ее специально сделали такой. Только кто и зачем? Райда использовал стену по своему. Солнце заходило на западе и когда касалось зеленого таежного моря, его последние лучи прорывались через вершины елей великанов. И тени могучих исполинов ложились на гладкую стену.
Каждый раз рисунок получался новым, неповторимым. Райда сначала просто наблюдал за движением теней по стене, а потом начал обводить их угольком из очага. Изображения дополнялись, плыли, становилось объемными и пропадали. Шли дожди, рисунки смывались, и все начиналась сначала. Зачем рисовал Райда, он не знал, да и слова такого не знал. Ему просто нравилось обводить тени, медленно двигающиеся по гладкой поверхности скалы.
Ручей, протекавший через пещеру, пробивался наружу и проложил себе путь вниз по склону оврага. Райда выкопал яму, выложил ее камнем, получился колодец. Теперь вода отстаивалась здесь, дно казалось близким, что было совсем не так. Ручей не замерзал зимой, скрываясь под снегом, цвет воды иногда менялся, примешивались породы, вымываемые в толще горы. В жаркие летние дни отшельник раздевался, опускался в колодец и подолгу стоял в ледяной воде. Вода не обдавала холодом и даже согревала. По крайней мере так казалось.
Время шло не быстро и не медленно, одному ему ведомым порядком. События двигались своим чередом, не зависимым от времени. И в их нестройном ряду оказалось одно, примечательное. Хотя очень долго Райда не замечал изменений в своей жизни. Для отшельника событие оказалось вполне обыденным.
Рано утром в солнечное зимнее утро Райда вылез из пещеры и увидел женщину, опустившуюся в колодец. Она стояла тихо, прикрыв глаза, и только ее губы беззвучно шевелились. Отшельник подошел к колодцу, разделся и стал ждать своей очереди. Так прошел час, а может и два. Наконец женщина вылезла, сделала это грациозно, и встала нагая перед хозяином пещеры. Длинные русые волосы опускались ниже пояса, между ними угадывались глаза, цвет которых было не угадать, быть может из-за того, что он менялся.
- Миролюба, - женщина произнесла свое имя.
- Райда, - ответил отшельник.
- Можно я останусь? - Женщина говорила почти не открывая рта, только ее полные губы еле заметно приоткрывались. Сама она была ни худой, ни полной, очень женственной и наверное красивой.
- Живи, - разрешил Райда. - У тебя есть одежда?
- Есть, - ответила Миролюба.
- Я буду звать тебя МИрой.
- Так меня еще никто не называл.
- Ты не обидишься?
- Нет, мне нравится - МИра... необычно и странно. Ты понимаешь меня?
- Да, чувствую о чем говоришь. А ты, понимаешь меня?
- Это просто, я научу.
- Где твоя одежда?
- У дерева, страж охраняет ее.
- Он будет жить с нами?
- Ты боишься его?
- Нет. Мне пора в колодец.
- Иди.
Так и начали жить вместе Райда и Миролюба, не как соседи, а как муж и жена. Страж был похожим на крупного волка, глаза его мерцали не только ночью, но и днем.
Первое изображение Миры отшельник нарисовал примерно через неделю после ее появления. Получилось это случайно. Лучи заходящего солнца пронизывали Миру насквозь, и на стене отобразилась не ее тень, а изображение, переливающееся разными цветами. Райда начал обводить его углем, но получалось плохо.
- Тебе нужны краски, - прошептала Мира. - Я научу их делать.
Первую картину, портрет Миры, Райда нарисовал через год, красками, нарисовал все на той же стене. Для изготовления красок использовалась вода из пещерного источника и минералы разных цветов. Процесс изготовления красок можно было сравнить с алхимией, и пусть это останется тайной. Портрет не смывался дождями, мерцал в лунном свете, искрился в солнечном сиянии. А глаза Миры на портрете тоже меняли цвет, как и у живого оригинала.
Следующий портрет Райда нарисовал на холсте, натянутом на раму. Холст конечно был никакой не холст, а его грубая рубаха, покрытая грунтом, обретшая прочность. Особенностью портрета оказалась его невидимость. Лицо Миры можно было разглядеть лишь при свете Луны и глядя на холст под определенным углом. Дневной, солнечный свет, проявлял на картине лик старца, проявлявшийся совсем под другим углом. Причем старец показывался не всегда, даже редко, быть может когда сам хотел этого. Пытаться разглядеть картину, стоя прямо перед ней, было бесполезно. Вне зависимости от времени суток и освещения холст представлялся темно серым с примесью больного цвета, местами просто черным.
В портрет была заложена великая тайна. Разгадать ее, значило прикоснуться к одному из секретов мироздания.
Следующая глава ЗДЕСЬ
________________________
Антология произведений о Максимове