Конспект занятия является частью системы работы по формированию элементарных математических представлений у воспитанников средней группы детского сада; конспекты представлены последовательно на канале ОбРаз.
В конспектах подробно описываются слова и действия педагога в соответствии с методикой ознакомления детей дошкольного возраста с основными математическими понятиями.
Занятие 1
Задачи:
Продолжать развивать умение:
· устанавливать отношения между группами предметов практическим путем (приложением);
· различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник;
· определять и обозначать словами положение объектов на листе бумаги (в середине - центре листа, вверху, внизу, в уголках вверху, в уголках внизу).
Воспитывать:
· культуру познания, интеллектуальные чувства;
· чувство уверенности в себе и комфортности в окружающем.
Демонстрационный материал: изображения бабочек и цветов (по 4 шт.)
Раздаточный материал: карточки с двумя полосками (на верхней полосе нарисовано четыре ёлочки); изображения (или пластиковые модели) грибов (по 5-6 шт. на каждого ребёнка); наглядное пособие
Ход занятия.
1. – Дети, какое время года наступило? (осень).
- Да, уже наступила осень, но ещё по-летнему тепло, цветут цветы, летают бабочки.
- Посмотрите, яркие цветы выросли и на нашей полянке.
Воспитатель размещает на доске в один ряд четыре изображения цветов.
- Сколько всего цветов? (много, четыре).
- Интересно, сколько бабочек прилетит на нашу полянку. Наверное, больше, чем цветов. Как вы думаете?
- Давайте скорее посмотрим.
Воспитатель выставляет на доску три изображения бабочек одно за другим, вразброс, комментируя свои действия:
- Вот одна бабочка прилетела… Вот ещё одна… И ещё одна.
- Сколько всего бабочек? (много, три).
- Чего больше: бабочек или цветов?
- Как узнать? (Как проверить?).
- Правильно, надо к каждому цветку приложить бабочку.
Ребёнок с помощью воспитателя прикладывает к каждому изображению цветка изображение бабочки.
- Всем бабочкам хватило цветов? (да).
- Возле каждого цветка есть бабочка? (нет, один цветок остался лишний).
- Значит, чего больше: цветов или бабочек? (Цветов больше, чем бабочек).
- Чего меньше: цветов или бабочек? (бабочек меньше, чем цветов).
- Как сделать, чтобы цветов и бабочек было поровну? (можно убрать один цветов, можно добавить одну бабочку).
- Смотрите, прилетела ещё одна бабочка.
- У каждой бабочки есть цветочек и на каждом цветочке сидит бабочка, значит, что можно сказать о количестве цветов и бабочек? (их поровну, бабочек столько, сколько цветов).
2. – В самом начале осени ещё летают бабочки и цветут цветы. А что же происходит в лесу?
Воспитатель раздаёт карточки с двумя полосками. На верхней полоске изображены четыре ёлочки.
- Мы попали в еловый лес.
- Сколько ёлочек нарисовано на верхней полоске? (Принимаются ответы и «много», и «четыре»).
- А под ёлочками растут грибы. Положите на нижнюю полоску столько грибов, сколько нарисовано ёлочек на верхней полоске.
- Не забудьте, что карточку надо придерживать левой рукой, а грибочки выкладывать правой рукой слева направо (Выполнение задания индивидуализируется для леворуких детей: можно выкладывать левой рукой, но обязательно слева направо).
Дети выполняют задание. Воспитатель проводит индивидуальную работу.
- На верхней или на нижней полоске нарисованы ёлочки?
- На верхней или на нижней полоске лежат грибочки?
- Под каждой ёлочкой растёт грибок? Чего больше: грибов или ёлочек? (их поровну; грибов столько, сколько ёлочек).
3. Физминутка.
4. – А что в начале осени делают дети?
– Да, школьники пошли в школу. А мы все вместе собрались в своём детском саду. И у нас уже начались занятия. Как называется наше сегодняшнее занятие? (математика).
Перед детьми – раздаточное наглядное пособие.
- Посмотрите на картинку. Дима, придумай имя для девочки, которая здесь нарисована (например, имя Катя).
- Катя тоже решила учиться математике. Она старается запомнить геометрические фигуры. Давайте поможем ей.
- Покажите пальчиком треугольник, который нарисован вверху посредине.
- Покажите пальчиком треугольники, которые нарисованы внизу в уголках.
- Как называется фигура, которая нарисована в уголках вверху? (круг)
- Как называется фигура, которая нарисована внизу посредине? (квадрат).
- Где нарисован белый треугольник? (вверху посредине).
- Где на листе нарисована Катя? (в центре, в середине).
- Где нарисованы круги? (вверху, в уголках).
- Где нарисован квадрат? (внизу посредине).
- Как вы думаете, Катя запомнила все фигуры?
5. – Понравилось вам заниматься математикой?
- Какое задание было для вас самым интересным?