Найти в Дзене
Простая экономика

Даст ли ЦБ рухнуть рублю?

Несмотря на то, что в соответствии с Конституцией РФ (ч. 2 ст. 75) «защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти», ЦБ РФ (Банк России) фактически самоустранился от выполнения этой функции, заявив в лице председателя Э. Набиуллиной (15 сентября, после заседания совета директоров ЦБ), что «Банк России не имеет «психологической границы» курса рубля». С момента установления «плавающего» курса рубля в ноябре 2014 года ЦБ (как он это декларирует) «таргетирует» (устанавливает в качестве основной цели денежно- кредитной политики) не курс рубля, а инфляцию, мотивируя это тем, что «Банк России обеспечивает устойчивость рубля посредством поддержания ценовой стабильности, которая является важным условием для сбалансированного и устойчивого экономического роста». Последняя формулировка полностью противоречит реальности, т.к. Россия является критически зависимой от импорта (инвестиционного – поставок машин, оборудования, запчастей и т.д. для производства внутри страны, а также потребительского – одежды, обуви, автомобилей, электроники и т.д.) в силу крайне ограниченных возможностей внутреннего производства. Импорт покупается за валюту (в существенной степени), а значит курс рубля имеет значительное влияние на стоимость импорта, и, как следствие, инфляцию (а не наоборот – как это считает ЦБ). За таким «подходом» ЦБ к работе с курсом стоит, по- видимому, желание себе «упростить жизнь», регулируя денежно- кредитную политику по сути всего одним параметром – ключевой ставкой. Отсутствие желания вмешиваться в формирование курса ЦБ хорошо показал летом 2022-го года, когда цена доллара США доходила до 50 рублей, при том что и правительственные чиновники, и представители бизнеса (экспортеров) «кричали» о крайней пагубности сверхкрепкого рубля для экономики.

Тем не менее, достижение курсом величины в 100 рублей за доллар 14 августа и резкое ускорение инфляции в летние месяцы (в августе – 0,75 % м/м (месяц к месяцу), годовые темпы (в пересчете на год с сезонной корректировкой, saar) – 9,4 %; в июле – 0,96 % м/м, годовые темпы (saar) – 12,2 %; в июне – 0,37 % м/м, годовые темпы (saar) – 4,9 %) заставили ЦБ «зашевелиться»:

- 15 августа ключевая ставка была поднята с 8,5 до 12 % годовых;
- 15 сентября последовало повышение еще на 1 % до 13 %.
Курс доллара США к рублю по результатам торгов на Московской бирже
Курс доллара США к рублю по результатам торгов на Московской бирже

Это дает понять, по- видимому, о существовании «психологической границы» в отношении курса (100 рублей за доллар) не у руководства ЦБ, а у руководства государства, которому в марте будущего года предстоят президентские выборы. 18 сентября на совещании по проекту федерального бюджета на 2024–2026 годы Владимир Путин призвал «четко понять причины ослабления рубля» и «своевременно, не откладывая, принимать соответствующие решения».

Исторически сложилось, что для населения курс рубля стал символом экономической устойчивости. Перед предыдущими двумя выборами в 2012 и 2018 годах рубль демонстрировал устойчивый тренд к укреплению, поднимаясь на 5-15 %. Множество чиновников (помимо Путина) выразили мнение о необходимости «укрепления» рубля.

Далее возникает вопрос, насколько рубль способен укрепиться в текущей ситуации (насколько его текущий курс избыточно ослаблен/не ослаблен) при отсутствии мероприятий по ограничению движения капитала (валютному контролю). Динамика курса определяется, в основном, величинами счета текущих операций (основной компонент - торговый баланс, т.е. разница в стоимостном выражении между экспортом и импортом, которая характеризует основной приток валюты в страну) и финансового счета (который показывает, как была распределена поступившая и, частично, имевшаяся в стране валюта и, в частности, вывод капитала из страны). С июня по август счет текущих операций составил (в среднем) 1,2 млрд долларов в месяц, при этом отток капитала (в прямые, портфельные и прочие инвестиции) составляет 4,5 млрд долларов в месяц, что и надавило летом на рубль. Отсюда также непосредственно следует, что основной причиной ослабления рубля не являются действия неких «спекулянтов», о чем говорили недавно Г. Греф и А. Костин.

Насколько повлияет на курс повышение ставки ЦБ? Повышение привлекательности рублевых депозитов по сравнению с покупкой валюты (и в целом изъятие рублевой ликвидности ЦБ из экономики), снижение объемов потребительского кредитования (которое в существенной степени идет на покупку импорта), снижение спекулятивного давления на рубль (когда крупный спекулянт кредитуется в рублях для получения более высокой, чем стоимость кредита, доходности в валютных инструментах) не являются теми факторами, которые могут дать хорошую поддержку рублю: они не остановят бегство капитала из страны и не снизят (значительно) импорт.

Курс 100 рублей за доллар должен был (казалось бы) дать хороший удар по импорту, но этого не произошло. Причина – резкий рост денежной массы в стране (с июля 2022-го): объем наличных в обращении вырос на 28,8% г/г, денежный агрегат М2 вырос на 23,9 % г/г. Такие темпы роста М2 являются максимальными с апреля 2011-го. Это происходит из-за резкого роста государственных расходов (увеличения дефицита бюджета) в связи с проведением СВО, а также объемов кредитования физ- и юр- лицами. Этот рост денежной массы не обеспечен как притоком валюты в страну (за вычетом оттока), так и возможностями экономики в части производства товаров и услуг (когда возникает крен в сторону производства товаров военного назначения и перераспределения рабочей силы в сторону решения задач СВО).

Остаются меры валютного контроля. После начала СВО ЦБ использовал следующие «экстренные» мероприятия для сохранения валюты в стране:

- комиссии на покупку валют «недружественных» стран;
- нормативы по объему и срокам продажи валютной выручки экспортерами;
- ограничения на вывод безналичной и наличной валюты за рубеж.

Любые экстренные меры хороши для решения задач в экстремальной ситуации, в долгую это может принести существенный вред экономике (например, обязательство продажи экспортной валютной выручки экспортерами никак не ограничивает их в последующей обратной покупке валюты, растут только издержки на валютообменные операции. Кроме того, часть валютной выручки экспортеры получают в рублях). Администрирование этих мер также является крайней непростой задачей (капитал найдет лазейки для своего перемещения, например, через фиктивные контракты), поэтому от них всячески пытается отказаться ЦБ. Их введение может дать локальный результат в виде укрепления рубля до выборов, в дальнейшем (при сохранении геополитической напряженности) ни один из вышеупомянутых факторов в сторону ослабления курса не исчезнет. Добавить можно общемировую экономическую неопределенность в части эффектов борьбы центральных банков развитых стран с инфляцией (влияние высоких ставок на спрос в экономике, и, в частности, на сырье/товары российского экспорта).

Значит, ближайшие месяцы надо использовать для покупки валютных инструментов при коррекции курса (особенно в случае выхода цен нефть за 100 долларов за баррель). Какого значения курса следует ожидать? Сказать невозможно, но диапазон 85-90 рублей за доллар (если курс туда дойдет) можно считать благоприятным для покупки. Тактически можно предложить следующие варианты действий:

- использовать рубли для вложения в фонды ликвидности или открытия накопительного счета/краткосрочного депозита с последующей покупкой валютных инструментов (валюта, фьючерсы на валютные пары, замещающие облигации) в начале 2024-го года или непосредственно перед выборами;
- ожидать укрепления рубля до уровня около 85 рублей за доллар, прежде чем начать покупки. С учетом возможности более значительного укрепления рубля, можно планировать постепенное вхождение в валютные инструменты.

Все вышесказанное не исключает варианта, при котором курс будет находится около 100 рублей за доллар, но не перешагнет его: такой вариант обеспечит дефицитному федеральному бюджету дополнительные доходы перед авансированием заказов ОПК на следующий год и «стимулированием» электората перед выборами в марте 2024-го (в декабре 2022-го бюджет потратил примерно 6,9 трлн руб. – 22 % годовых расходов).

СТАВЬТЕ ЛАЙК, ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА КАНАЛ, ОСТАВЛЯЙТЕ СВОЁ МНЕНИЕ. Я ЕГО ПРОЧТУ И ДЛЯ МЕНЯ ОНО ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ВАЖНО

Подписывайтесь на Telegram- канал https://t.me/SimplEconomics

#курс #рубль #доллар #цб #банкроссии #набиуллина #обвал #девальвация