Лечебную физкультуру, к сожалению, мало кто воспринимает всерьёз. Но это одна из отраслей медицины, которая имеет и давнюю историю, и своих корифеев.
Аббревиатура ЛФК у большинства людей ассоциируется с неспешными и, главное, несложными занятиями — ни нагрузки, ни тренировки. Нечто среднее между лёгкой утренней зарядкой и растяжкой дома на коврике. Хотя на самом деле это одна из отраслей медицины, которая имеет очень давнюю историю.
У истоков ЛФК
Традиционно истоки лечебной физкультуры находят в Древнем Китае. Недаром до наших дней дошло столько восточных гимнастик с многовековой (и не только) историей.
Правда, китайские гимнастики в момент создания были не только, а может быть, и не столько оздоравливающими мероприятиями. Так как основные движения заимствовали из боевых искусств, упражнения также служили отработкой борьбы, только без оружия. Было и другое направление — имитация движений животных, например, гимнастика чиншис, разработанная тем же Хуа То.
В Древней Греции большим приверженцем идеи здорового образа жизни и необходимости регулярной физкультуры был Клавдий Гален. Не имея возможности изучить механизмы старения, Гален утверждал, что с возрастом уменьшается потоотделение, «наружная оболочка» тела уплотняется, поры сужаются, и всё это плачевно сказывается на состоянии организма в целом. Никаких более достоверных причин старения выявлено не было, но гимнастику рекомендовали всем: кому-то для профилактики, кому-то для поддержания здоровья в старости.
Врачебная гимнастика
Затем в развитии лечебной или, как её ещё называли, врачебной гимнастики последовал большой перерыв, и только в 16 в. Джеронимо Меркуриали, итальянский врач, написал трактат «Искусство гимнастики». Этот труд считается и первой книгой, посвящённой физиотерапии, и первым сборником по спортивной медицине. В нём Меркуриали систематизировал практики греков и римлян, причём упомянул не только о гимнастике, но и о банях, массаже и прочем.
Но, наверное, с полным основанием говорить о появлении лечебной физкультуры мы можем только с 19 в. Одним из её основоположников считают Клемента Тиссо, хирурга в армии Наполеона. Его новаторством было то, что он предлагал как можно раньше «активизировать» больных. Например, Тиссо был автором комплекса упражнений, которые раненые могли выполнять в постели, ускоряя тем самым восстановление. Если какие-то функции после ранения оказывались утрачены, Тиссо рекомендовал трудотерапию.
А вот человек, с именем которого связывают появление одной из самых проработанных систем восстановительной гимнастики, врачом не был. Швед Пер Хенрик Линг получил богословское образование. Во время путешествия по Европе в конце 18 в. обучился фехтованию и гимнастике, но при этом заработал и ревматизм. По возвращении в Швецию он, несмотря на болезнь, занялся преподаванием фехтования и заметил, что регулярные упражнения помогли ему заметно улучшить состояние.
Больше чем упражнения
Немецкий педагог и общественный деятель Фридрих Людвиг Ян остался в истории как первый человек, который подвёл под занятия гимнастикой идеологическую основу. Он родился в 1778 г., окончил университет и мечтал служить в прусской армии. Но вступил в её ряды в один из самых драматичных моментов, после того как Пруссия потерпела сокрушительное поражение при Йене. Так что задачу свою Ян видел не только в том, чтобы укрепить здоровье своих соотечественников, но и поднять их дух.
Благодаря его энтузиазму, в Германии стали открывать арены для занятий спортом, именно Яну мы обязаны появлением гимнастического коня и широкому распространению упражнений на брусьях и кольцах. В 1811 г. в Берлине при содействии Яна появилась организация «Турнферайн», на первый взгляд, безобидный гимнастический клуб. Но в нём большое внимание уделяли не только оздоровительной, но и идеологической составляющей. Молодые люди не просто занимались, а готовились к участию в будущих войнах с Наполеоном, они не просто укрепляли мышцы, а развивали дух патриотизма и так называемую «немецкость».
В итоге система была признана политической, несколько лет Ян провёл в тюрьме, а потом был отправлен в ссылку с запретом преподавать.
На своём месте
Свернув ненадолго на тропу идеологии, ЛФК к концу 19 в. направилась именно туда, где она была на месте: на курорты. Помните, в фильме «Любовь и голуби» герои, будучи на отдыхе, занимаются на необычных тренажёрах? Сцену снимали в Цандеровским институте механотерапии в Ессентуках. Этот тренажёрный зал начала 20 в. и сегодня оснащён аппаратами ещё одного шведа, Густава Цандера. Врач, физиотерапевт, он считается одним из основоположников механотерапии — системы ЛФК, которая предполагает занятия на аппаратах.
Особенность тренажёров Цандера была в том, что его они подключались к двигателю, который задавал занимающемуся ритм и заставлял заниматься в определённом темпе. В целом цандеровские аппараты делились на три группы — для активных движений, для пассивных (они приводили в движение конкретные группы мышц только за счёт двигателей) и для вытягивания. Все аппараты были сконструированы с учётом анатомических и физиологических особенностей суставов, особенно ценными эти занятия были для пациентов, которые не могли заниматься сами, а также для детей и пожилых людей. Настоящим прорывом были аппараты для коррекции сколиоза, подобного до Цандера не делали.
В России Цандеровский институт в Ессентуках, открытый в 1902 г., особенный отклик идея нашла у людей с лишним весом, считалось, что занятия на аппаратах помогают эффективно худеть. Во время Великой отечественной Ессентуки чуть не лишились уникального оборудования. Немцы намеревались вывезти тренажёры в Германию, но Евдоким Жирноклеев, один из сотрудников института, который работал там с момента открытия, разобрал все аппараты и сложил под видом металлолома. Интереса куча разрозненных деталей не вызвала, и немцы оставили институт в покое. После снятия оккупации аппараты собрали заново.
Прижился на курортах и терренкур — дозированные прогулки, которые дают терапевтический эффект. Эту систему разработал немецкий врач Макс Эртель. В Кисловодске, например, находится старейшая в России сеть терренкуров, общая протяжённость троп достигает 90 км.
Главные специалисты
Одной из самых ярких фигур в развитии ЛФК в России был, пожалуй, Пётр Францевич Лесгафт. Он родился в 1837 г. в Петербурге в семье ювелира. Окончил Медико-хирургическую академию, преподавал анатомию в Казанском университете. В 1871 г. он был отстранён от преподавания в университете как неблагонадёжный и стал вести анатомию на Женских врачебных курсах, а также работал в клинике Андрея Берглинда, о котором мы уже упоминали. Шведская гимнастика пользовалась популярностью, но Лесгафта смущало то, что она не имела под собой никакого научного обоснования. Лесгафт считал, что создатель шведской методики Линг, хотя и прослушал курс медицины, достойного объяснения эффекта своей гимнастики дать не смог. Систему он счёл непоследовательной и создал собственную.
Система упражнений Лесгафта была основана на биомеханике суставов. Кроме того, он полагал, что человеческий организм — это единство формы и функции, поэтому, воздействуя на функциональную сторону, можно скорректировать и здоровье органов. Физические упражнения он не отделял от нравственного развития, физкультура в его системе становилась одним из методов познания мира.
Но если Пётр Францевич Лесгафт считается одним из ведущих специалистов спортивной медицины и ЛФК в дореволюционной России, то основоположником лечебной физкультуры в СССР считают Ивана Михайловича Саркизова-Серазини. Он родился в 1887 г. в Ялте, и ничто в его жизни не предвещало медицинского будущего. В 16 лет он остался без родителей, поступил юнгой на каботажный корабль, пережил кораблекрушение, переехал в Одессу. Ходил вокруг Европы учеником штурмана, побывал и в Азии, и в Африке. Но море пришлось оставить из-за болезни глаз, и тогда Иван вернулся в Ялту, где поступил работать в аптеку. В 1917 г., уже тридцатилетним, стал студентом медицинского факультета Московского университета.
Саркизов-Серазини был искренним пропагандистом здорового образа жизни, закаливания, хотел создать новую советскую систему физического воспитания. Будучи уроженцем курорта, он вёл также исследования в области климатологии и курортного дела. В итоге в 1923 г. Иван Михайлович вошёл в комиссию по организации и проведению физической культуры на курортах СССР, работавшей при Наркомздраве. Так сошлись все сферы его интересов — курортное дело и врачебная гимнастика. Заслуга Саркизова-Серазини была в том, что он разрабатывал системы упражнений не только для людей с проблемами суставов, как часто делали его предшественники. Его комплексы были адресованы пациентам-сердечникам, людям с нарушением обмена веществ, туберкулёзом, нервными заболеваниями и т. д.
В течение многих лет Саркизов-Серазини работал в Институте физкультуры, где, благодаря ему, впервые в СССР была организована кафедра лечебной физкультуры. Впрочем, руководство института не всегда благосклонно относилось к его работам, в 1930-е ЛФК вообще убрали из учебного плана. Казалось, что на фоне бесконечных спартакиад и парадов физкультурников об ЛФК придётся забыть. Но свои коррективы внесла Великая отечественная война, когда лечебная физкультура оказалась одним из эффективных методов восстановления раненых.