Найти тему
Воспитатели.онлайн

Правильное воспитание подростков: рекомендации психологов

Оглавление

Многие родители сталкиваются с трудностями в воспитании детей подросткового возраста и замечают, что их спокойные и радостные дети после 14 лет проявляют агрессию, несдержанность, иногда безответственное поведение.

Убеждать ребенка в правильном отношении взрослым становится сложнее в этом возрасте. Неверные поступки подростков, как правило, ложатся на плечи родителей, взаимопонимание угасает и возникает тревога.

Ошибок не избежать, так как их совершают все люди. Важнее разобраться: какова их причина и что можно сделать для того, чтобы дети выросли успешными, уверенными в себе и счастливыми личностями.

Проблемы воспитания

Формирующийся характер подрастающего ребенка требует понимания и основывается скорее на решении психологических проблем, которые возникают у совершенно неподготовленных к взрослой жизни детей. При этом не стоит исключать и психологическое состояние родителей, которые порой не могут сдержать эмоции и сохранить терпение, убеждая своего упрямого ребенка в правильной жизненной позиции или элементарном обязательстве ходить в школу или университет.

Проблемы в воспитании молодежи и подростков сводятся к следующим факторам:

- сниженной или завышенной самооценке;

- эмоциональной неустойчивости, проявляющейся во вспыльчивости;

- замкнутости и необщительности со сверстниками;

- влиянию окружающих (подростков, родственников, друзей) и следованию их требованиям и ценностям;

- употреблению алкоголя и наркотических веществ.

Согласно исследованиям психологов, основанных на результатах проведения контактируемых тестов родителя с его ребенком, главной причиной проявления вышеперечисленных состояний подростка является нежелание взрослых признать в своём сыне или дочери законное право на самоопределение и несогласие, к примеру, в выборе профессии, одежде, еде, хобби и т. п.

В период переходного возраста подросток требует дать ему возможность стать самостоятельным и не желает слушать какие-либо противоречия в его адрес, что в первую очередь связано с наступлением периода, когда ребенок переходит с детского способа взаимодействия с окружающими к способу взрослому, который часто проявляется неумело.

Также особенное значение имеет принудительное духовно-нравственное воспитание. Подросток, подверженный такому воспитанию, в период переходного возраста сильно теряется, становится замкнутым и боязливым человеком.

Это происходит из-за его пребывания в положении противостояния с негативными проявлениями морали окружающих его людей, с разлагающим влиянием СМИ и пропагандой не всегда человечных ценностей, а также со стремительным ростом и укреплением фактора криминала.

Ошибки родителей

В подростковом возрасте привычные правила воспитания не работают. Дети становятся неуправляемыми и проблема, как правило, остается нерешенной; взрослые хитрости и малоэффективные трюки уже не помогают, а бесконечные требования и стрессы отдаляют детей от когда-то любящей мамы или заботливого папы.

Взрослым детям невозможно предложить взамен что-то конкретное за их примерное поведение и послушание. Они хотят выбирать и жить по своим законам и убеждениям. Свобода – их главная цель.

Зависимость от родителей и постоянное спрашивание разрешения для совершения того или иного поступка вызывают агрессию. Часто дети боятся реакции родителей, особенно когда поступок огорчает и противоречит мнению взрослых. Как правило, боязнь рассказать что-либо (к примеру, о желании сходить в гости к другу или подруге) становится ложью из-за неуверенности, что желание ребенка поймут, что перетекает в еще большие сложности в отношениях в семье.

Чувство недоверия, возникшее у ребенка – это самая главная ошибка родителей. Причиной недоверия часто являются обрушающаяся критика в его адрес и длительное недовольство поведением сына или дочери. Данный способ неуместен в решении возникающих проблем в отношениях, так как в дальнейшем только усугубит ситуацию и вызовет у подростка неуважение.

К основным ошибкам родителей в воспитании детей относятся:

1. Нежелание принимать своего ребенка таким, какой он есть, и доверять ему;

2. Отсутствие разговоров, совместного времяпровождения и желания слушать те темы, которые интересны больше ребенку;

3. Критика и неодобрение вместо похвалы;

4. Повышенные требования и подавление подростка вместо уговоров и объяснений;

5. Преувеличение проблемы (к примеру, ребенок покрасил волосы в синий цвет и выразил свое внутреннее состояние таким образом);

6. Нежелание мотивировать ребенка;

7. Упорство, гордыня, упреки, длительные обиды (чувства, которые разрушают доброе и любящее состояние);

8. Скандалы, тревожность, несдержанность, отсутствие уверенности в себе и хладнокровия в момент выяснения отношений;

Задача родителей – подготовить своего ребенка к взрослой жизни и совершеннолетию. Папа и мама должны быть психологами или принимать во внимание советы психологов по воспитанию детей и подростков, чтобы достойно и результативно выполнить эту задачу.

10 правил правильного воспитания

Часто взрослые путают воспитание с простыми обязанностями. Следить за тем, чтобы дети были одеты, обуты и накормлены — это забота, которой недостаточно зависимому от родителей подростку. Любой ребенок независимо от возраста нуждается в добром отношении, понимании и любви.

1. Отношение родителей к своему ребенку полностью повторяется в отношении ребенка к родителю в старости (стоит относиться к проблемам подростка с терпением и помочь решить их);

2. Родители и педагоги в школе обязаны научить детей правильному выстраиванию отношений с окружающими, ответственности за слова и поступки, самостоятельному решению своих проблем, договоренности и разумному распоряжению своим временем. Именно эти навыки помогут ребенку чувствовать себя во взрослой жизни уверенно и достигать поставленных целей (поэтому важно обратить внимание на поведение ребенка в школе и способствовать его успешному развитию, при необходимости сменить школу);

3. Постоянные переживания школьника из-за оценок — зеркало реакции родителей (взрослым необходимо спокойно относиться к двойкам или неудачам ребенка, а также поддерживать его (к примеру, такими словами как «не расстраивайся, завтра будет отлично»), это поможет ребенку улучшить свои знания в учебе и найти дело, в котором у него все будет получаться);

4. Наказывать детей за дело необходимо, четко отделяя его поступок от прошлых семейных неурядиц, не оскорбляя и не унижая ребенка (к примеру, ребенок не выполнил обещанную уборку и проигнорировал выполнение школьных заданий, достаточно наказать его отъемом гаджетов со словами «я очень тебя люблю, но ноутбук ты больше не получишь»);

5. Карманные деньги необходимо выдавать ребенку с шести лет и регулярно. Некрупные, но стабильно выдаваемые суммы, научат правильному их распоряжению и бережному отношению к денежным накоплениям (важно, чтобы деньги впоследствии не стали инструментом для манипуляции, поэтому не стоит контролировать на что они были потрачены, а также не нужно укорять ими и требовать взамен успеваемость или примерное поведение);

6. Свою жизнь дети должны проживать сами. Не стоит это делать за них и руководить их действиями и решениями (оказываемое давление, постоянные указания и ожидания совершенного отношения к жизни дадут противоположный результат: у ребенка станет развиваться неуверенность в себе, понизится самооценка, а отсутствие понимания приведут к замкнутости, что негативно скажется в будущей его жизни);

7. Постоянный пристальный контроль со стороны родителей вызовет недоверие подростка и мысли о том, что его не уважают и не считаются с ним (доверительное отношение взрослых наоборот вызовет желание ребенка не связываться с «плохой компанией», подростку захочется доказать, что он достойный человек и умеет справляться со сложными ситуациями самостоятельно);

8. Беспорядок в комнате всегда соответствует внутреннему состоянию человека и считается временным явлением (все подростки в период перехода из детства во взрослую жизнь находятся в поиске себя, поэтому не стоит придираться к мелочам, если только вещи не вываливаются из комнаты);

9. Воспитывать ребенка объяснениями и нравоучениями как правильно нужно жить – менее эффективный метод по сравнению с представленной моделью поведения взрослых. Дети понимают жизнь по поступкам своих родителей (бесполезно говорить о безнравственности, когда нет нравственности в семье, все слова должны быть доказаны и не вызывать сомнения, часто они и вовсе не нужны);

10. Разговор с ребенком должен строиться на уважении и понимании, не стоит критиковать несовершеннолетнюю личность, упрекать и выходить за рамки анализа поступков (в момент разговора необходимо говорить о себе, к примеру, «я думаю, ты поступил плохо» или «я беспокоюсь, когда ты…», или «я очень хочу, чтобы…»).

Также важно учитывать такие факторы в воспитании, как пол ребенка, особенности подросткового возраста, половое созревание и формирование личности, как в физическом, так и в психологическом аспекте.

Для девочки важна ее внешность и красота, что в большей степени зависит от желания следить за собой, к которому ребенок должен приучаться с малых лет. Для мальчика всегда важна его физическая форма, что также легко решить, отправив его, к примеру, в секцию по футболу. В малом возрасте дети менее противоречивы, поэтому важно не упустить их возраст.

Подростки уже в возрасте 15-ти лет должны осознавать суть взрослой жизни, близкие отношения и знать о сексе. Осведомлённость в вопросах интимной жизни и любви, а также полное доверие создадут доброжелательную атмосферу, которая наоборот предотвратит нежелательные последствия. Психологи рекомендуют посоветовать детям чтение книг на тему любви, секса и сохранение семейных ценностей.

Огромное значение имеет статус родителей и их жизненная позиция. Ребенок, зная, что его любят и уважают добрые и справедливые люди, которые всегда действуют в его интересах, не станет копить и обид и, обдумав свой поступок, будет вести себя так же достойно как мама и папа.

Правильное воспитание подростков: рекомендации психологов