Найти в Дзене
Тебе через сто лет

Как превратить ребенка в невротика? "Лабиринт" Альберта Лиханова

Интересно, что разным людям снятся похожие кошмары. Один из частых сюжетов — коридор без выхода с множеством ответвлений или блуждание по городу в бессильных попытках достигнуть цель.

Герой романа Альберта Лиханова «Лабиринт» пятиклассник Толик и наяву и во снах, которые, как известно, отражают состояние духа, оказался в западне. Но вместо ловушек в ней ошибки слабых, эгоистичных и равнодушных взрослых.

Изображение использовано в иллюстративных целях
Изображение использовано в иллюстративных целях

Жанр произведения определил сам автор под заголовком к нему - «мальчишеский роман».

С этим определением можно поспорить, потому что отправным моментом сюжета служит супружеский конфликт родителей. И «Лабиринт» прежде всего хочется адресовать тем, у кого есть дети, и тем, чья профессия связана с воспитанием, ибо это пособие, как из здорового подростка вырастить законченного невротика.

Книга морально тяжелая, хотя и описывает, казалось бы, рядовую драму. Альберт Анатольевич и по сей день спорные вопросы семейной психологии. Можно ли делать сыновей и дочерей свидетелями семейных проблем? Как говорить о своей вине или о подлом поступке другого родственника?

Семейство из четырех человек проживает в комнате коммуналки: школьник, родители, и бабушка со стороны матери. Последняя держит власть в доме. У бабы Шуры нет качеств классического тирана: физической силы, извращенного ума или харизмы. Это старая немощная женщина, гротескное поведение которой наводит на мысли о её душевном нездоровье.

Однако зарплата мамы и папы оседает в сундуке бабушки; на первостепенные нужды выдаются считанные гроши. Диктат старухи распространяется на все сколько-нибудь важные решения. Она мастерски применяет методы эмоционального шантажа: притворяется больной, злословит или картинно игнорирует сказанное ей, действует на нервы притворным религиозным фанатизмом.

Родители Тольки, как нашкодившие дошколята, буквально не могут свободно вздохнуть или выйти куда-то вечером. Мама ведется на спектакли одного актера, отец вяло пытается выйти из-под контроля, но не выдерживает и сбегает из дома.

Мальчик как лицо наиболее уязвимое и наименее виноватое он оказывается между молотом и наковальней. Как все дети, он воспринимает семью, как единое целое. Выбирая между мамой и папой, он ощущает себя разделенным надвое. В его годах сложно оценить логические предпосылки развода, семья для детей, прежде всего, эмоциональное убежище, место где любят и понимают.

Вначале он считает правым отца, сильнее всего пострадавшего от прессинга. Чтобы добиться возвращения мужчины, мать и бабушка подговаривают ребенка написать на него жалобу в партию. Толя отказывается клеветать на близкого человека, и бабка с молчаливого согласия матери избивает его ремнем.

Поскольку каждый занят своей обидой, Толик предоставлен сам себе, и вынужден делать свои, порой отчаянные выводы. Попытки предпринять что-то самостоятельно приводят к худшим результатам. Например, он поджигает содержимое почтового ящика, чтобы кляуза не пришла по назначению, но попадается на месте преступления и зарабатывает репутацию хулигана. Забитый, он не находит друзей и среди сверстников в школе. Автор не дает Тольке и зрелого наставника, к которому тот можно обратиться.

Изображение использовано в иллюстративных целях
Изображение использовано в иллюстративных целях

Словно губка, Толя впитывает в себя негатив, который выплескивают значимые взрослые, но не в состоянии сам переварить его.

Никто из них не видит дальше собственного носа, не задумывается над выражениями, которые произносит. Знакомя Толика со своей второй семьей, отец рассказывает о пасынке: «это мой новый сын», искренне не сображая, как это звучит.

В романе пять частей, но по смыслу его можно условно можно разделить пополам. Центральной точкой произведения является знакомство Толика со сводным братом. Повествование становится значительно ровнее, светлее. Больше внимания уделено обычным мальчишеским приключениям. Артем на два года старше главного героя и попал в точно такую же ситуацию, только тому приходится еще и терпеть отчима.

Автор использует прием сюжетного параллелизма, заставляя персонажей увидеть их проблему со стороны и в несколько ином свете. Маленький Толя еще наивный, ранимый. Тёма мудрый и сдержанный. Общее горе сближает подростков, а ответственность друг за друга делает взрослее.

Странно, что Лиханов называет «Лабиринт» романом, хотя иные его повести имеют тот же объем, круг событий и действующих лиц. Скорее всего, этим Альберт Анатольевич желал подчеркнуть развернутость повествования и акцентировать развитие личности персонажа.

Изображение использовано в иллюстративных целях
Изображение использовано в иллюстративных целях

Целевая аудитория писателя - мальчики младшего подросткового возраста. Хочется узнать, насколько был интересен Лиханов (и подобные прозаики, например, Крапивин) в эту пору жизни советским юношам, читают ли его мальчишки сейчас.

Литература о ровесниках главных героев чаще всего тяготеет к приключениям, фантастике, юмору. Если герои девчачьей прозы не стесняются выражения эмоций, то книги для маленьких мальчиков реже касаются личностных и межличностных конфликтов, семейных отношений. Возможно, работает стереотип «сентименты не для мужчин» или считается, что десятилетним парнишкам подобное им просто не интересно.

Говоря с подрастающим поколением на равных о сложных вещах, Лиханов бросает вызов детской литературе. Тон автора дружелюбный, но избегает сюсюкания и скидок на возраст. Мне нравится мысль, что граница между литературой (кино, мультипликацией) для детей и для взрослых на самом деле размыта. Многие из нас хотя бы краем глаза смотрели сериалы и фильмы заодно с родителями, понимая их на доступном нам уровне и не требуя разжевывания. Дети вообще не любят, когда их держат за дураков. Честная, талантливо сделанная проза о школьниках хорошо воспринимается и спустя десятилетия после собственного последнего звонка, и даже открывается в новых полутонах.