Я тут вчера на работе громко матерился. Получили от наших западных "партнёров" техническое предложение на поставку холодильного оборудования, прочитали, и... Впрочем, давайте по порядку.
Кондиционер одно из величайших изобретений человечества. Мало у кого сегодня дома не стоит сплит-система кондиционирования. Сплит - это значит раздельный в переводе с басурманского, сиречь: два блока, внешний и внутренний, соединённых медными трубками разного диаметра. Почему разного? Сейчас объясню.
Это упрощённая схема работы такого кондиционера. Холодоноситель-фреон в газообразном состоянии попадает в компрессор и резко сжимается, аж до 25 атмосфер. Побочный эффект сжатия - нагрев. В таком виде он попадает в конденсатор внешнего блока, установленного на улице, где происходит его резкая конденсация, т.е. переход в жидкое состояние, в результате чего выделяется тепло, которое удаляется вентилятором в окружающее пространство. Далее терморегулирующий вентиль, ТРВ, где снижается давление и температура жидкого фреона, затем - испаритель внутреннего блока. Там фреон переходит в газообразное состояние, охлаждая прогоняемый через него вентилятором воздух. Потом обратно в компрессор - круг замкнулся. Теперь понятно, почему трубки разного диаметра? Одна для жидкости, другая для газа.
Но это сплит, а есть моноблочные системы, вроде оконных кондиционеров, где всё это хозяйство находится в одном корпусе. Помните неубиваемые бакинские кондиционеры? Кстати, ваш холодильник это тоже моноблочный охладитель. И промышленный чиллер тоже, только охлаждает не воздух, а другой холодоноситель: воду, этиленгликоль или пропиленгликоль. Короче, видов всего этого холодильного добра не просто много, а очень много. И они могут быть разных размеров, от бытовухи холодопроизводительностью 1,5 кВт по холоду до промыщленных монстров до 1 МВт и даже больше.
И всё это благолепие возможно только благодаря физическим свойствам вещества под названием фреон, которое может менять своё агрегатное состояние в зависимости от температуры и давления. Кстати, название "фреон" произошло от названия конкретной марки этого вещества фирмы "Дюпон", в Союзе, например, было принято название "хладон". Фреоны, или хладоны - это группы галогенсодержащих производных насыщенных углеродов. Очень грубо это смесь различных газов, включая хлор и фтор. Их видов достаточно много. Применяются как хладагенты, пропелленты, вспениватели (пенопласт это тоже они делают), реже растворители. Не горят и не взрываются, вас не отравят, если только не дышать полностью фреоном, просто потому, что не поддерживают дыхание.
И вот в начале 70-х американские (ну а чьи же ещё?) химики обнаружили, что хлорфторуглеродные соединения (ХФУ или, попросту, фреоны), столь широко используемые холодильной и прочей промышленностью, могут вступать в реакцию с озоном. А тут ещё оказалось, что налицо рост производства и потребления спреев (аэрозолей), которые появились на рынке США и европейских стран в виде баллончиков с распыляемыми дезодорантами, лаками для волос, красками, пенами и т.п. Газом, выталкивающим наружу распыляемое вещество, служили фреон-11 или фреон-12. В период с 1943 до 1973 года производство спреев в США выросло с 20 тыс. до 3 млрд баллончиков, а расход фреонов в спреях в 1973 году достиг 210 тыс. тонн при общем объёме их производства 426,3 тыс. тонн. При том, что фтора в выпускаемых в то время фреонах содержалось примерно 40%, годовые выбросы этого газа из баллончиков в атмосферу составили около 100 тыс. тонн. Подобное развитие событий явно не устраивало других потребителей фтора, прежде всего, алюминиевую и атомную промышленности, металлургов и сварщиков. Общеизвестно, что месторождений фтора в мире не так много, а по исчерпании запасов они не возобновляются. Значит, при возникновении в перспективе его дефицита человечеству придётся извлекать фтор из морской воды, причём цена его вырастет в 100−1000 раз.
Поэтому нужно было юридическое обоснование запрета применения хлорфторуглеродов (ХФУ), то есть фреонов в этих самых аэрозолях. И вот тут то пригодилось это самое открытие американских химиков. Почуяв запах больших монополистических денег, бешеную деятельность развил "Дюпон", заявив, что он изобрёл озонобезопасные фреоны (ха ха два раза), подключив тяжеловесов из американского лобби. Таким образом, был продавлен запрет не только на применение фреонов в спреях, но и в целом запрещалось применение старых фреонов вообще. В промышленности, в бытовухе. Хотя, честно говоря, кроме гипотезы Молины-Роуленда, связывающей выброс рукотворных фреонов в атмосферу с "озоновыми дырами", существуют еще два десятка других, объясняющих это явления без припутывания сюда фреонов.
Короче, понеслось оно по трубам и донеслось до Монреальского протокола, запрещающий применение старого фреона в планетарном масштабе. А новый стали выпускать только они сами, умники из "Дюпон". СССР, Китай и Индия на момент подписания Монреальского протокола - очень крупные производители ХФУ. Китай и Индия поступят по-государственному, как подобает великим державам - воздержатся от подписания Монреальского протокола, продолжив производство старых фреонов. А вот Советский Союз, начавший разрушительную перестройку под руководством тов. Горбачёва, полезет из кожи вон, чтобы понравиться Западу. 15 сентября 1987 года в Монреале советская делегация, состоящая из профессионалов-учёных, откажется подписывать абсурдный и опасный для страны документ. Один из членов делегации Владимир Матвеевич Захаров, покидая Монреаль, сказажет: «Никаких научных оснований, сколь‑нибудь серьёзных для его подписания, нет». Из Кремля прозвучит грозный окрик. И СССР подпишет это безобразие в лице ... посла СССР в Канаде. Вот так была загублена крупнейшая часть химической промышленности Союза. Особенностью производства фреонов и других ХФУ в Советском Союзе было то, что значительная часть продукции предназначалась для «оборонки». Бездумное подписание и исполнение Монреальского протокола сначала Советским Союзом, а затем Российской Федерацией наносит серьёзный удар по военно-экономическому потенциалу страны. Вот почему мы покупаем сейчас фреон (а его стране надо много, очень много) на сто процентов у Китая. По цене примерно 1000 рублей за кг.
А ведь всё могло быть совсем иначе...
Кстати, почему я матерился, читая техническое предложение. Надо нам пару очень крупных чиллеров. Из Италии, так предусмотрено проектом. Отвлекусь - вы видели, как устанавливают сплит-системы? Вешают блоки, соединяют их медными трубами, вакуумируют систему (кислород и влага для компрессора и масла в нём - смерть смертная), а затем открывают краники на внешнем блоке, и ... всё. Ну, если длина труб не более пяти метров. Дело в том, что в наружный блок ещё с завода закачан фреон под давлением. Его хватает на т.н. стандартный монтаж, то есть до пяти метров труб. Если трасса длиннее, то надо добавлять фреон из баллона. Надеюсь, догадываетесь, что моноблочные кондиционеры и охладители тоже приходят, заправленные фреоном и маслом, полностью готовые к работе. Так, да не так. С этого года, следуя "климатической повестке Евросоюза", производители оттуда стали поставлять любые холодилки, и даже моноблоки (!!!), без фреона, под азотом. То есть заправить машину маслом и фреоном в безопасных заводских условиях это ужас-ужас, а выпустить азот в воздух и заправлять холодилку в полевых условиях - это, блин, озонфрендли... Ну, тупые! Так недолго и до домашних холодильников, продающихся ... без фреона.
Автор - Престарелый Neo