За последние две недели на нефтяном рынке произошла резкая смена настроений — от истерических ожиданий жесткого сокращения поставок из Ирана до беспокойств по поводу роста мировой экономики и спроса на нефть.
Торговые войны, падение развивающихся рынков и валют, укрепление доллара США на некоторое время отвлекли от рыночных опасений, что лидер ОПЕК Саудовская Аравия и лидер стран, не входящих в ОПЕК, Россия, а также их партнеры в сделке по сокращению производства не смогут компенсировать потерю баррелей иранской нефти и падающие объемы добычи в Венесуэле.
Рынку пришлось справиться с последней геополитическую вспышкой, связанной с убийством саудовского журналиста, выступавшего с критикой королевства, международным протестом из-за этого дела и угрозой со стороны Саудовской Аравии, которая обещала выступить с ответными действиями в случае, если будут введены санкции из-за гибели Джамала Хашогги.
В конце прошлой недели Саудовская Аравия признала, что журналист был убит во время «драки» в консульстве Саудовской Аравии в Стамбуле.
И пока рынок оценивал возможное развитие событий, цены на нефть во вторник упали до двухмесячного минимума: как WTI, так и Brent снизились на 4% — сильнейший однодневный спад с июля.
Это падение стало результатом нескольких факторов.
Во-первых, на этой неделе министр энергетики Саудовской Аравии Халид аль-Фалих выступил с заявлениями о том, насколько надежным поставщиком является Саудовская Аравия, как она готова удовлетворить все требования клиентов, и что королевство не намерено использовать нефть в качестве оружия и не станет повторно вводить эмбарго на нефть 1973 года из-за дела Хашоги.
Затем рынок начал уделять больше внимания спросу, поскольку на рынке появились слухи относительно неизбежного замедления роста мирового спроса на нефть на фоне высоких цен на нефть и сильного доллара, что отразится на стоимости импорта нефти развивающихся стран, а также на приближающемся замедлении глобального экономического роста на фоне торговых войн и тарифов.
Затем хедж-фонды ликвидировали длинные позиции и получили прибыль на прошлой неделе, благодаря коротким позициям по Brent и WTI.
Во вторник настроение на рынке еще больше усугубили распродажа акций и сообщение об огромном увеличении американских запасов на 9, 88 млн баррелей, с которым выступил Американский институт нефти.
Во вторник участники рынка, похоже, поверили последнему утверждению Аль-Фалиха о том, что «мы выполним любое предложенное требование».
На конференции инвесторов «Давос в пустыне» — в которой многие отказались принять участие в значительной степени из-за дела Хашоги — глава Saudi Aramco Амин Насер подтвердил, что запасы нефти в Саудовской Аравии на 12 млн баррелей в сутки «могут оставаться устойчивыми долгое время, это будут одни из крупнейших запасов в мире, самого высокого качества и по самой низкой стоимости производства».
«Геополитические факторы повышают риск того, что Саудовская Аравия откажется выполнять обязательства по поставкам, чтобы компенсировать последствия санкций в отношении Ирана, однако мы не ожидаем сокращения производства, учитывая потерю доли рынка сланцевиков США и других производителей нефти», — сказал JP Morgan в понедельник.
Еще до падения цен на нефть во вторник денежные менеджеры, которые начали ликвидировать длинные позиции, продолжили на прошлой неделе снижать бычьи ставки.
Чистая длинная позиция — разница между бычьими и медвежьими ставками – по WTI упала на 14% за неделю до 16 октября, согласно данным Комиссии по торговле товарными фьючерсами США. Длинные позиции сократились на 7, 1%, короткие позиции выросли на 38% до самого большого уровня с ноября прошлого года. Чистая длинная позиция по Brent также снизилась на 14% за неделю до 16 октября.
Прежние опасения по поводу потерь в иранских поставках превратились в опасения относительно темпов роста мировой экономики и спроса на нефть в будущем из-за неустойчивых развивающихся рынков и валют, роста доллара, торговых войн и тарифов, которые оказывают влияние на ожидания относительно роста спроса на нефть. Растущие запасы США усилили медвежьи настроения.
«Если негативное влияние роста цен на нефть до сих пор влияет на прогноз спроса на 2019 год, нет сомнений в том, что это окажет влияние довольно быстро», — заявляет Оле Хансен из Saxo Bank.
Более низкие поставки из Ирана и Венесуэлы и снижение мировых резервных мощностей могут привести к более позитивной ситуации в ценах в краткосрочной перспективе, тем не менее, «учитывая негативное влияние сильного доллара, рост процентных ставок и торговых войн США, мировая экономика не способна справиться с быстро растущими ценами на нефть», — говорит Хансен.
Тем не менее, как отмечает Хансен, Saxo Bank понимает недавнюю тенденцию к повышению, учитывая, что «рынок нефти сначала реагирует, а потом задает вопросы».