Найти тему

Где и как добывали жемчуг в России. (Часть 2).

Оглавление

Где добывали жемчуг в России до революции

Пресноводная жемчужница Margaritifera margaritifera
Пресноводная жемчужница Margaritifera margaritifera

Пресноводная жемчужница Margaritifera margaritifera была матерью русского жемчуга. Много губерний имело промысел на жемчугоносных реках.

Среди них Архангельская, Олонецкая, Петербургская, Выборгская, Новгородская, Псковская, Ярославская, Вятская, Казанская, Симбирская, Пермская, Волынская, Карелия (реки Немень (Немина), Пяльма, Повенчанка).

Жемчужница встречалась в реках Московской области, в притоках Волги, в бассейне Амура и Днепра. В 77-ми реках велась более или менее постоянная добыча. Северные губернии России давали от общей добычи треть жемчужин ювелирного качества. Писта - одна из жемчужных рек северной Карелии, моллюски в ней формировали очень яркий жемчуг. Но красоту не смогли сохранить, истребили колонию ещё в те времена.

Промысел жемчуга в Карелии (на реке Кереть, сегодня это Лоухский район) подтверждён документом 1563 года, в котором говорится, что десятая часть добытого жемчуга принадлежит государству.

Крупная популяция жемчужницы была в реке Кемь. Особенно верховья Кеми были богаты ею. А город Кемь в своём гербе, который был присвоен городу в 1788 году, имеет жемчужное ожерелье.

Город Кемь, герб.
Город Кемь, герб.

Из полного собрания законов Российской империи, 1788 г. Закон №16716

«Въ голубомъ полѣ сдѣланный изъ жемчугу вѣнокъ, въ знакъ того, что изъ протекающихъ рѣкъ отъ Лапландскихъ горъ вынимается много раковинъ и изъ нихъ довольное количество жемчугу».

Географические названия до сих пор хранят память о находках жемчуга, жемчужном промысле, развитым до нач. XX в.  Жемчужная, Жемчужный, Жемчужное — часто встречающиеся названия в топонимике Кольского п-ова.  Жемчужная губа (бухта) — Белое море, залив на карельском берегу (впадающие речки были домом для европейской жемчужницы),  Жемчужный ручей — там же; оз. Жемчужное — Архангельская область, Котласский район (об этом озере сохранились упоминания: «Жемчужное озеро было, и жемчуг там добывали. Северный-то жемчуг самый крупный был»; «Озеро было жемчужное, раньше там жемчуг очень крупный добывали. Самый лучший на всем севере»), ж/д станция Жемчужная — Кандалакшский район Мурманской области. В поморском селе Сумский Посад есть Жемчужный ряд, о котором также сохранилось упоминание: «жили самые из богатейших обывателей посада, жёны которых украшали себя жемчугом...».

Как добывали жемчуг в старой России

Народ на Руси жемчуг почитал всегда. До начала промысла искатель шёл к местному священнику для покаяния и отпущения грехов. Промышлять его следовало с хорошим и радостным настроем, не допускать ссор и брани.    Только помывшись в бане и надев чистые одежды, можно было начинать работу. Вот такой ритуал чистоты!

  После этого становится ясно, почему по древнерусским поверьям жемчуг приносит владельцу радость, счастье и богатство, укрепляет здоровье, прибавляет годы жизни и способствует благоденствию. Разве может быть по-другому?

 Единственной драгоценностью, которая выполняла роль своеобразной валюты, в Карелии был жемчуг. Жемчужниц добывали много. Перлы из карельских рек отличался серебристо-белым или голубоватым отливом. 

Процесс добычи в Карелии выглядел так: обычно охота шла с середины июля по середину августа, когда уровень рек становился наиболее низким, а вода прогревалась. Но это не столько из-за природных условий, сколько из-за нового закона от 1721 г., разрешившего короткий период промысла. Из сухой сосны мастерили плот, обычно на одного человека, с небольшим отверстием посередине. Ловец, лежащий на боку, просматривал дно сквозь отверстие.

 Заметив раковину, её доставали со дна реки руками, пальцами ног или расщеплёнными на конце шестами, ежели шли ногами по дну, а с плота вытаскивали щипцами, специальными вилками. Когда набиралось достаточное количество раковин, переходили к их раскрыванию.

 На мелких речках обходились без плотов и просто ходили по грудь в воде, смотрели и протаптывали дно в поисках жемчужниц.

  Интересно, что некоторые богатые русские купцы специально разводили моллюсков у себя в имениях. Также по указу Петра I на жемчужный промысел отправляли в командировку чиновников, которые должны были нанимать «охотников» для речной работы, а если добровольцев не находились, могли «брать в кабалу по усмотрению».

  В сезон промысла скупщики уже поджидали ловцов жемчуга. Шустрые были. Торговались некоторые нещадно. Были и такие, что если выкупали жемчужины отличного качества, шли на сговор с корабельщиками, которые везли эти самые перлы за море. А потом, по возвращению в Россию, этот жемчуг выдавался за морской «ориентальный», из тёплых морей якобы (в то время в Россию в большом количестве привозили также и морской жемчуг с востока, который продавали даже англичане).

Сергей Васильевич Максимов (1831–1901) – писатель, этнограф, путешественник, исследователь обычаев, традиций, языка и верований русского народа, в 1856 году побывал в Кеми – городе с жемчугом на гербе, а через три года вышла книга "Год на севере". Вот что он пишет:

 «...В порожистой, быстрой и местами чрезвычайно мелкой реке Кеми попадаются жемчужные раковины, хотя лов их и не составляет исключительного занятия всех жителей, но даже и одного какого-нибудь семейства. Жемчуг этот ловят от безделья досужие люди и не всегда для продажи, потому что здешний жемчуг невысокой доброты и попадается в реке в незначительном количестве. Иногда целый день терпеливые люди роются в воде и достают много горсть, чаще три-четыре зёрнышка.

 Ловля эта обыкновенно производится следующим простым способом. Искатели садятся на бревенчатый плот небольшой, с отверстием в середине, заставленным трубой. Большая часть трубы этой находится в воде. Один, по берегу, тянет плотик, другой смотрит через трубу в воду. Заметив подле камня раковину, имеющую сходство с жемчужною (обыкновенно, при ясной солнечной погоде, когда животное открывает раковину) наблюдатель опускает через трубу длинный шест с щипчиками или крючком на одном конце его.

 Раковина смыкается и тогда ее удобно бывает принять на щипчики. Разломивши раковину, счастливец, нашедший зёрнышко, обязан немедленно положить его за щеку для той цели, чтобы это зёрнышко  <…> через прикосновение со слюною, делалось из мягкого постепенно твёрдым, до состояния настоящего жемчуга (обыкновенно через 6 часов, как замечают).

<…> жемчуг водится во всех реках, куда любит в избытке заходить сёмга, и что между этой породою рыб и слизняком существует какая-то темная, загадочная, труднообъяснимая симпатия. Ловится жемчуг и в других поморских реках, кроме Кеми, как, например, в Жемчужной губе, около Княжьей губы, около Колы ».

Ловец жемчуга с рабочим инвентарём, 1887 г. Фото: Яков Иванович Лейцингер, фотограф, городской голова Архангельска с 1903 по 1914 гг.
Ловец жемчуга с рабочим инвентарём, 1887 г. Фото: Яков Иванович Лейцингер, фотограф, городской голова Архангельска с 1903 по 1914 гг.

В н. XX в. Михаил Круковский в своих путевых очерках по Олонецкому краю писал о добыче жемчуга как хорошем подспорье для крестьянина, хотя это было между делом. Поиск вёлся при тёплой воде на глубине до полутора метров, пока видно дно, без приспособлений и труб. Раковины складывались в мешок, а на берегу каждая разбивалась до основания. Цены на жемчуг крестьяне обычно не понимали, сдавали скупщикам по 50 копеек или рублю за жемчужину, впоследствии скупщик продавал каждую за 15-20 рублей.

Промысел жемчуга на Кеми. 1894 г. Фото: Инто Конрад Инха, финский исследователь
Промысел жемчуга на Кеми. 1894 г. Фото: Инто Конрад Инха, финский исследователь
Разбор добычи. 1894 г. Фото: Инто Конрад Инха, финский исследователь
Разбор добычи. 1894 г. Фото: Инто Конрад Инха, финский исследователь

Инто Конрад Инха писал:

"Карелы ловят жемчуг тремя способами: вброд, с плота и сетью саахку.  Саахку — это мешок из сети, который движется по дну на коротких полозьях, с открытой, как у щуки, пастью, и острой железной нижней челюстью. Песок, «заглатываемый» при движении, вымывается прочь, а раковины остаются внутри. Саахку используют при глубокой и мутной воде, когда раковины, лежащие на дне, не просматриваются сквозь толщу воды. Для такой ловли нужны два человека, один гребет на лодке, второй забрасывает саахку и вытягивает из воды веревку. <…>

Девушки из села Видлица в головных уборах, украшенных жемчугом, 1927 г. Фотография А. Беликов,  Национальный музей Карелии.
Девушки из села Видлица в головных уборах, украшенных жемчугом, 1927 г. Фотография А. Беликов,  Национальный музей Карелии.

Добытый жемчуг шёл на местный и российский рынки.

На этом пока всё.

🧡Спасибо, что провели это время с нами и поставили лайк!) Делитесь своим впечатлением в комментариях. Подписывайтесь!

🧡Возможно, вам будет интересно