На территории Европейской России жемчуг был распространён в этнокультуре русского и отчасти карельского населения Русского Севера, Верхнего Поволжья. Также среди некоторых народов Крыма, Южного Кавказа, Дагестана и Центральной Азии использовался жемчуг, олицетворяя его с женским началом и луной. Казанские татары использовали жемчуг для украшения некоторых предметов женского и мужского костюма.
Значимость и символизм жемчуга уходит корнями в позднюю античность, раннее средневековье, переплетаясь с ювелирными традициями Византии. Носили его в России все: духовенство, высшие классы, крестьянки Русского Севера.
Парадная одежда царей и высшего духовенства была расшита поморским жемчугом. Об этом рассказывают экспозиции музеев Московского Кремля. С XV в. для украшения светских и церковных предметов использовался прежде всего речной жемчуг.
Русское ювелирно-декоративное искусство прочно вошло в жизнь народа в виде женских праздничных нарядов, затейливых головных уборов, расшитых или сплетённых из жемчужин, перламутра, натуральных камней, стекла, многослойных ожерелий и узорчатых серёг.
Жемчуг был наделён сакральными свойствами, обязательно присутствовал в свадебном и молодёжном фольклоре. Русская духовная культура на протяжении веков сохранила понимание жемчуга, как символа благополучия, красоты, девственной чистоты.
Когда-то Россия была богата своим жемчугом, которого было так много, что излишки продавали в другие страны.
«Жемчуг в России употреблялся более, нежели во всей Европе», — писал с удивлением в XVII веке шведский путешественник Иоганн Филипп Кильбургер.
В начале ХVIII века добыча жемчуга значительно увеличилась. Из Карелии на новгородские ярмарки отправляли жемчужные украшения, количество которых доходило до 11 тысяч штук! Мастерицы не сидели без дела.
Известно пребывание в России шведки 19-ти лет по имени Аделаида фон Хаусвольф, патриотки, которой всё шведское казалось самым лучшим. Она прожила в Новгороде с 14.08.1808 по 04.01.1809 гг. со своим пленным отцом, майором. Шла русско-шведская война 1808-1809гг. (итог - победа России). Жили они в доме купца, окружённые гостеприимством и радушием, дочь даже посещала балы, учила русский. Остался дневник этого "путешествия".
Аделаида в один из дней увидела мещанок, шедших в церковь по случаю праздника. Неизвестно, какие чувства она испытала от увиденного, но в дневнике отметила красивые одежды, на головах гофрированные кружева из настоящего мелкого жемчуга, жемчужные большие серьги. Обратила внимание, что лица у женщин были с красивой кожей, хотя все с косметикой (белила и румяна были хорошего качества, не портили кожу). У всех женщин сорочки были с таким вырезом, чтобы широкие бусы хорошо смотрелись. Чаще всего мещанки были украшены 7-рядными ожерельями из довольно больших жемчужин, на руках многочисленные нити жемчуга. Много женщин она видела с бриллиантовыми кольцами.
Головные уборы обильно украшали жемчугом в основном в северных землях России: Архангельской, Олонецкой, Тверской, Новгородской, Псковской губерниях. По количеству жемчужных украшений местные крестьянки могли превосходить какую-нибудь барыню средней руки из других губерний России.
Один исследователь, прибывший в 1843 году из Германии в Нижегородскую губернию, был потрясён украшениями русских женщин - даже самые бедные рыбачки носили на шее по нескольку ниток природного жемчуга. Представительницы высших сословий (купчихи, например) на торжества являлись совершенно унизанные перлами. От такой пышности чужестранцы теряли дар речи.
Сохранились портреты купчих и богатых крестьянок XIX века, где представлено всё богатство жемчужной отделки деталей костюма. Некоторые полотна неизвестных художников, а работы Абрама Клюквина, самородка из экономических крестьян, смотрите ниже.
В Карелии праздничный наряд дополнялся исключительно жемчужными ожерельями, женщины других регионов России носили янтарь или другие камни.
Изделия из жемчуга продолжали бытовать в крестьянской среде до 1930-х годов, постепенно сходя на нет, а сегодня уцелевшие экземпляры хранятся в музейных коллекциях. На вытеснение жемчуга повлияло изменение костюма и сокращение добычи во второй половине XIX в. Постепенно его заменили на рубленный перламутр, стекло или белый бисер.
Ксения Петровна Гемп (1894-1998 гг.) – российский учёный, исследователь Русского Севера в "Сказе о Беломорье" рассказывает легенду о происхождении жемчуга. "Мать у подножия креста сыновьего слёзы лила, горькие слёзы, тяжело они падали на ее плат и не скатывались, сажались, оставались при ней. И стали они тяжелым половинчатым жемчугом, который поморки сажали на покровы, плащаницы и ризы. Но сын материнский ожил, и возрадовалась мать, и слёзы светлые радостным ручьем покатились из её глаз. Это жемчуг скатный, раскатился он, разошелся по всему белу свету. Все дивуются ему, лучше он самоцветов. Слеза горе облегчает, но не делит его, твое горе при тебе останется, а радостные слёзы и другие с тобой разделят. Радует и печалит жемчуг, давали его в приданое девкам-невестам, чтобы ничьи, никакие слёзы они не забывали".
Такая красивая легенда о возрождении, счастье, награде через испытания. И вот ещё выдержка из книги Ксении Петровны:
«Жемчужок-то наш на дивование», — слышишь в каждом рассказе о нём. Дивование — это высшая степень изумленного восхищения, затаённого недоумения перед прелестью загадочного жемчуга. В Варзуге в подтверждение его красоты старая мастерица тут же показала ожерелок, свитый в форме каната из семи прядок мелкого жемчуга. Она получила его от своей бабки, а может быть, и прабабки и готовила его в приданое внучке. <…> Жемчуг в Беломорье был в большом почете. <…> Немало его добывали поморы и для своих домашних, для украшения праздничных головных уборов жён и дочерей-невест, для их ожерелков и подвесков. «Жонка в наряде — мужик ейной добытчик». Шитьё жемчугом, низание его — очень сложный вид женского рукоделия. Прежде всего нужно было проколоть жемчужину, чтобы продеть через нее шелчину — тонкую нить, обычно шелковую или льняную, которую скручивали втугую из нескольких тончайших нитей, смоченных рыбьим клеем. Получалась упругая, очень прочная нить, ее можно было продёрнуть через жемчужину без иглы. <…> Это высокое искусство умолкло, и трудно ему возродиться, но память о нём живет в беломорских преданиях.»
Костюм, украшенный жемчугом, вплоть до середины ХIХ в., был признаком высокого статуса, богатства. Купеческий, мещанский, крестьянский костюм северных, северо-западных и среднерусских губерний, а также донского и уральского казачества, ярко примеры этой традиции.
🧡Спасибо, что провели это время с нами и поставили лайк!) Делитесь своим впечатлением в комментариях. Подписывайтесь!
🧡Возможно, вам будет интересно
На чокеры скидка до 15 сентября!