Найти в Дзене
Инвест-Форсайт

Развитие исламской финансовой модели в России после принятия закона о правовом регулировании исламских (партнерских) финансов

Вопросы внедрения исламской финансовой модели в экономику России, получившей свое развитие в большинстве мусульманских государств и многих других странах Европы, США и Азии с 1960-х годов, стали особо актуальными и даже вышли на уровень важной стратегической задачи государственного значения в связи с санкциями западных стран по отношению России, усилившимися с момента начала СВО. Россия была вынуждена резко перестраивать парадигму своего развития, сменив вектор с западного на восточный. При этом наиболее адекватными и комфортными инвесторами для России являются исламские инвесторы из стран Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии, предпочитающие исламскую модель финансовых операций. Одной из самых срочных задач стало создание исламской финансовой инфраструктуры (исламских банков, страховых компаний и операторов фондовых транзакций), что было невозможно без правовой и методологической основы.

   Максим Богодвид / РИА Новости
Максим Богодвид / РИА Новости

Соответствующий законодательный акт, правда, лишь вводящий эксперимент по предоставлению правового регулирования деятельности исламских финансовых институтов в четырех регионах России, был принят Государственной Думой в окончательной редакции 19 июля 2023 г. Закон определяет регулятора — им стал Центральный банк Российской Федерации, который будет полностью отвечать за лицензирование, ведение реестра, регулятивную и методологическую поддержку исламских финансовых институтов, получивших в законе название «компании партнерского финансирования» от основных инструментов на основе партнерства, принятых в исламской финансовой концепции.

Чем же характеризуется исламская финансовая модель и как новый закон повлияет на ее развитие в России? Кратко, исламская финансовая модель построена на соблюдении конфессиональных принципов, вводящая четыре вида запретов, которых следует избегать:

  1. запрет на обусловленный ссудный процент, считающийся в исламе ростовщическим (Риба — араб.);
  2. запрет на любую неопределенность в финансовых взаимоотношениях (Гарар — араб.);
  3. запрет на чрезмерный риск (Майсир — араб.);
  4. запрет на инвестирование и получение дохода от нелегитимных по причине их общественной вредности и опасности отраслей (производство и торговля алкоголем, табаком, свининой, вся индустрия развлечений для взрослых (индустрия низменных чувств), тотализаторы, казино, сделки пари, а также традиционные финансовые институты, поскольку они получают доход от ростовщичества).

Исламские финансовые институты (ИФИ) разработали свои финансовые инструменты, которые соответствуют шариату. Это партнерские операции (мудараба, мушарака), где инвестор разделяет риски проекта, а потом участвует в разделении прибыли; торгово-финансовые операции (мурабаха), когда инвестор приобретает и передает нужный актив заемщику с торговой наценкой, а затем последний оплачивает займ в рассрочку. Есть аналоги аренды (Иджара), агентских отношений (Вакаля), договора подряда и доставки, авансового финансирования (Салям). Есть и прямое финансирование (Кард Хассан), когда предполагается добровольный жест заемщика инвестору в виде подарка (араб. Хиба). Но этот вид финансирования ряд шариатских ученых относит к разряду благотворительных операций.

Сформированы и исламские модели страхования на базе принципов взаимного страхования, а также есть определенные правила отбора акций (скрининг) и квазианалог облигаций (сукук) для торговли в исламских фондовых сегментах.

Исламские финансовые модели внедрены во многих странах. Если отдельные страны (Иран, частично Судан) полностью отказались от традиционных (конвенциональных) финансов, оперируя только по шариатским стандартам, то в большинстве государств (Малайзии, Саудовской Аравии, Катаре, Бахрейне, ОАЭ и др.) создана двухкомпонентная финансовая система, обычно с единым регулятором, в рамках которой существуют и исламские, и традиционные финансовые структуры.

Преимуществами исламской модели являются:

  • ее устойчивость за счет двойного контроля за рисками (обычный риск-менеджмент и шариатский контроль) и тщательного отбора объектов инвестиций;
  • более справедливая система доступа и распределения финансовых ресурсов (инвестор делит риски с заемщиком, не имеет право требовать назад свои средства в случае провала проекта, не начисляет повышенные проценты и штрафы, а активно участвует в проекте, поскольку имеет прямую заинтересованность в успехе);
  • отсутствие возможностей для махинаций и мошенничества из-за запретов на уровне шариатских стандартов;
  • клиенты страховых такафуль компаний имеют возможность не только получить компенсацию, но и часть инвестиционного дохода от вложений страховщика, а также право, как акционеры, влиять на решение такафуль компании;
  • исламские фондовые брокеры также не вкладывают в высокорискованные активы, что ограничивает возможность потерь их клиентов и обеспечивает регулярный доход от вложений;
  • наличие резистентности исламских финансовых институтов кризисным явлениям, что неоднократно подтверждалась исследованиями МВФ, Банка международных расчетов, PWC и другими авторитетными консалтинговыми компаниями.

Среди небольших недостатков исламской финансовой модели можно назвать мультитранзакционность (необходимость проведения нескольких операций в рамках одного продукта), что иногда приводит к излишнему налогообложению, а также наличие дополнительных расходов на содержание внешних и внутренних шариатских советников. Однако внесение изменения в налоговое законодательство позволит преодолеть первый недостаток, а внедрение цифровых технологий в процесс шариатского комплаенса будет способствовать удешевлению их услуг и решению второй проблемы.

В России рынок исламских финансовых институтов представлен в основном микрофинансовыми компаниями и фондами, которые работают как коммандитные товарищества или потребительские общества с группой аффилированных структур. Наиболее известные это: ТнВ «ЛяРиба Финанс» (Дагестан) и финансовый дом «Амаль» (Татарстан). Есть исламские фонды в Чечне.

Полагаю, что принятый закон позволит активизировать построение исламской финансовой инфраструктуры, необходимой для привлечения исламских финансовых инвестиций. Одним из таких каналов могли бы стать традиционные государственные банки (Сбер, ВТБ), первый из которых уже открыл в Казани свой исламский филиал («исламское окно»). Могут подключиться к этой работе и крупные региональные банки, например «Ак Барс», который уже обладает квалифицированными сотрудниками и опытом проведения сделок в исламских финансах.

Будет ли решена вторая важная задача — привлечение средств российского мусульманского населения и трудовых мигрантов в отечественную финансовую систему, вопрос достаточно сложный, поскольку он будет зависеть от того, насколько комфортные и выгодные условия им создадут российские исламские финансовые институты и будет ли оказываться поддержка (информационная, техническая, финансовая) со стороны государственных органов.

Применение цифровых технологий на основе финтеха исламскими банками, такафуль и финансовыми компаниями (P2P, блокчейна, необанков, OpenAPI, иных интернет-платформ по расчетам, переводам, операциям по обмену валюты, операциям с золотом и т.д. ) могло бы активизировать процесс привлечения населения в качестве клиентов российских исламских финансовых институтов. А успешное сотрудничество и создаваемые выгоды для клиентов ИФИ позволят расширить их клиентскую базу за счет и немусульман, как это и происходит в других странах. Например, 60% клиентов малазийских исламских банков являются не мусульманами, а этническими китайцами.