История оружейной компании «Ремингтон» уходит корнями в 18-е столетие. Её основатель Элифалет II родился 28 октября 1793 года в семье Ремингтонов - кузнеца Элифалета I и его жены Элизабет Килборн. В поисках лучшей жизни они перебрались из цивилизованного Коннектикута в дебри дикого в ту пору штата Нью-Йорк, где приобрели в 1799 г. значительный участок земли близ Литчфилда в Долине Мохок. Дела у Элифалета I пошли хорошо, и в 1807 году он добавил к своим владениям еще 195 акров земли, включая милю местной речки Стил Крик. Именно эта миля и была главной целью покупки. Здесь кузнец построил мастерскую, питание оборудования которой осуществлялось энергией воды.
Ремингтоны зарабатывали на жизнь коваными изделиями. Они производили качественный сельхозинвентарь, который славился на весь штат. После того как в 1810 году мастерская заработала в полную силу, ежегодный объем отгружаемой кованой продукции составил 6-7 тонн.
Элифалет II во всем помогал отцу. Парень женился в 1814 г, а в 1816 г. родился его первенец – Фило. Денег, которыми мог распоряжаться молодой семьянин, не хватало. Например, он не мог позволить себе купить винтовку. Отец отказался дать на неё деньги. Тогда Элифалет II, имевший доступ к любому оборудованию мастерской, самостоятельно выковал ствол. Однако, чтобы сделать в нём нарезы, пришлось обратиться к профессиональному оружейнику. Ремингтон направился в городок Утика. Оружейник выполнил заказ молодого человека и очень похвалил качество ствола. Легенда гласит, что далее Ремингтон снабдил ствол кремневым замком и ложем и получил великолепную винтовку. Современные историки полагают, что замок и ложу ему пришлось купить на стороне, и возможно, даже сборку и подгонку поручить профессионалу. Это не такие уж простые операции, как кажется на первый взгляд.
Легкость и качество боя новой винтовки произвели впечатление на соседей. Они захотели такие же. Легенда говорит, что так Ремингтон и попал в оружейный бизнес. Однако в сохранившихся списках 1820 года, с перечислением жителей Долины Мохок, включая города Утика, Джонстаун, Шенектади и Олбани, нет оружейников с фамилией Ремингтон. Историки считают, что в 1820-е годы Ремингтоны начали производство оружейных стволов, а не винтовок в сборе, и эти изделия составляли мизерную часть от общего объема продукции.
1-го января 1828 года Элифалет II приобрел собственную сотню акров в городке Джерман Флэттс. Он выстроил там небольшую каменную мастерскую, где начал отдельный от отцовского бизнес. Занимался Элифалет II всё тем же, что и раньше – ковкой разного рода полезных изделий. В том числе и бланков винтовочных стволов.
Время для бизнеса оказалось очень удачным. С 1824 г функционировал канал Эри, ставший великим торговым путем. В Нью-Йорке каждый год появлялось все больше и больше оружейников, работавших на клиентов не только в пределах штата, и всем им требовались стволы. В 1832 г Элифалет II перенес производство ближе к каналу. В округе Херкимер он выстроил большой завод со зданиями на каменном фундаменте, в цехах которого начали работать 20 наемных рабочих.
В течение нескольких последующих лет, бланки стволов стали настолько востребованным товаром, что остальные изделия отошли на второй план. Ремингтон прославился на всю страну. За его стволами стали записываться в очередь.
В 1837 году подрос старший сын Фило и отец взял его в компаньоны. Фирма стала называться «Э. Ремингтон и сын». В 1839 году к ним присоединился второй сын – Самюэль. Компания приобрела имя, под которым работала почти 50 лет, «Э.Ремингтон и сыновья». В 1849 году зрелым стал и третий сын – Элифалет III – он также присоединился к отцу и братьям.
Элифалет II серьезно вкладывался в развитие бизнеса. То, что он затеял, сейчас назвали бы НИОКР. Он предпринял ряд экспериментов по применению литья при изготовлении стволов. То, что получилось в результате, сейчас известно, как тигельная сталь.
В феврале 1845 года Самюэль Ремингтон представил стволы, изготовленные по этой технологии, комиссии Департамента вооружений США в Вашингтонском Арсенале. Стволы произвели впечатление, но государство не было заинтересовано в закупке комплектующих. Контракты заключались только на полноценное оружие.
Вероятно, из этой поездки Самюэль привез отцу информацию о том, что Департамент вооружений недоволен как продвигаются дела с выполнением контракта, заключенного в декабре 1842 года с Джоном Гриффитсом. Тот обязался изготовить 5000 винтовок образца 1841 г., также известных как винтовка «Миссисипи». Но почему-то не смог начать производство. В июле 1845 года Элифалет II направился в Цинциннати, штат Огайо, чтобы договориться с Гриффитсом о выкупе его контракта. Важной частью сделки стала передача Ремингтону всего необходимого для производства станочного парка.
Винтовка «Миссисипи» была одной из первых моделей американского оружия, изготавливаемой с высокой точностью. Для этой дульнозарядной капсюльной красавицы 54-го калибра применялись самые современные на тот момент технологии. Выкупая контракт, Ремингтон считал, что получает не только деньги правительства США, но и входной билет в оружейный бизнес.
8 сентября 1845 года соглашение между Ремингтоном, Гриффитсом и Департаментом вооружений США было ратифицировано. Вместо 15 долларов за винтовку, как было в контракте Гриффитса, Ремингтон обещал брать по 13 долларов.
Практически в то же время Элифалет II наложил руку еще на один контракт, на этот раз с ВМФ США. Флот заказал Уильяму Дженксу 4000 казнозарядных карабинов его собственной конструкции. Дженкс в качестве субподрядчика нанял оружейную компанию «Н.П.Эймс и Ко» из Чикопи Фоллс, штат Массачусетс. 22 сентября 1845 г. Дженкс подписал еще один контракт с ВМФ: на дополнительную тысячу карабинов, но уже с патентованным пистонным капсюлятором Мэйнарда. Поскольку Дженкс ранее познакомился с Самюэлем Ремингтоном в Вашингтонском Арсенале и знал о его желании получить госконтракт, то сообщил ему о возможности стать субподрядчиком. Сын проинформировал отца. Элифалет II выяснил, что «Н.П.Эймс и Ко» близка к выполнению контрактных обязательств и решил, что надо выкупить у неё оружейные станки и взяться за контракт. В конце 1845-го года сделка между всеми заинтересованными сторонами была заключена.
Однако напрасно Ремингтоны потирали руки и радовались входному билету в оружейный бизнес. Всё оказалось сложнее, чем представлялось. Станки из Цинциннати и Чикопи Фоллс не спешили приезжать в округ Херкимер. У Гриффитса их, похоже, просто не было и он поспешно изготавливал обещанную Ремингтону оснастку. А «Н.П.Эймс и Ко» задержалась с выпуском последней партии карабинов до июля 1846 г и не могла передать оборудование раньше.
11 ноября 1847 года Элифалет II получил грозное письмо из Департамента вооружений с требованием разъяснения причин задержки. Ремингтон ответил витиевато, длинно и путанно, ссылаясь на то, что возникли проблемы со станками. Поскольку в то время задержки с поставками по госконтрактам были обычным делом, ничего фатального для новоиспеченных оружейников не случилось.
Приблизительно в то же время до завода Ремингтона добралось оборудование «Н.П.Эймс и Ко». Наняв за огромные деньги лично Уильяма Дженкса и в помощь ему талантливого оружейника Фордайса Билса, Элифалет II в кратчайшие сроки наладил производство карабинов по флотскому контракту. Первая поставка заказчику состоялась 5 апреля 1848 года, а все 1000 экземпляров были готовы к сентябрю. Хотя по-прежнему основной продукцией фирмы оставались стволы, теперь «Э.Ремингтон и сыновья» могла называть себя оружейным предприятием.
В том же 1848-м году, наконец, пришли станки для производства винтовок обр. 1841 г. Первые изделия этого типа в количестве 300 штук были доставлены Армии США в апреле 1850 года. Затем каждые 60 или 90 дней следовали поставки по 500 винтовок.
К 1850 году в компании работало 50 сотрудников. Стволы с клеймами REMINGTON стали самыми популярными у оружейников США. Некоторые начали монтировать ложу оружия так, чтобы эта надпись была видна, хотя обычно мастера старались скрывать чужие бренды. Данные клейма постепенно превратились в своеобразный знак качества. Винтовки «Миссисипи», особенно в исполнении «Э.Ремингтон и сыновья» (модель делали и другие производители), были признаны многими военными одними из самых лучших образцов оружия, с какими им приходилось иметь дело. Репутация фирмы поднялась и укрепилась.
Постепенно вокруг завода вырос целый поселок. В октябре 1852 года он стал официальным населенным пунктом и получил имя Илион.
Полностью обязательства по армейскому контракту Ремингтон выполнил к сентябрю 1852 года. Но еще ранее, в ноябре 1851 г он получил дополнительный контракт на 5000 таких же винтовок. Т.о. всего фирмой было изготовлено 10000 единиц оружия этого типа. Последняя поставка состоялась в 1854 году.
9 сентября 1854 года последовал контракт на 20000 капсюльных замков с пистонным механизмом Мэйнарда. Их планировалось установить на хранившиеся в Франкфордском Арсенале старинные кремневые мушкеты обр. 1816 года. За каждый замок Ремингтон получал 3,15 доллара США.
К 1855 году штат компании вырос до 75 человек. В том году к компании «Э.Ремингтон и сыновья» обратился Джеймс Г. Меррилл, изобретатель казнозарядного карабина с механизмом Мэйнарда. Он и двое бизнесменов из Балтимора, Фердинанд Латроуб и Филип Томас, добились внимания Департамента вооружений США и 26 июля 1855 г. получили заказ на 170 карабинов для передачи в войска на полевые испытания. Они обязались доставить образцы оружия до 31 декабря текущего года. Однако так быстро изготовить нужное количество бизнесмены не могли.
За проект взялся Самюэль Ремингтон. В огромной спешке он наладил производство карабина Меррилла, Латроуба и Томаса на семейном предприятии. С огромным трудом удалось сделать необходимое количество изделий к февралю 1856 г. К сожалению, спешка привела к низкому качеству представленных образцов. Детали нам неизвестны, но Департамент вооружений не стал передавать карабины в войска, а балтиморские бизнесмены так и не получили государственный контракт.
К концу 1850-х годов «Э. Ремингтон и сыновья» была способна производить оружие в больших количествах на самом современном оборудовании. Но после заключительной поставки замков во Франкфордский Арсенал в 1858 г., новых госконтрактов не последовало. И тогда компания полностью переключилась на рынок пистолетов и револьверов, поставив на производство ряд моделей собственной конструкции. Это оказался очень верный шаг. За считанные годы «Э. Ремингтон и сыновья» вознеслась в лидеры оружейной отрасли США и до ныне остается одним из известнейших производителей стрелкового оружия.
(с) Свен Железнов
Если вы хотите читать статьи по истории американского оружия - ставьте лайки и подписывайтесь на канал!
Читайте также:
Ствол в ладони: жилетные пистолеты Ремингтона
Оружие изобретательного дантиста: револьверы Ремингтона-Эллиота
Последний шанс Дикого Запада: Remington Derringer