Найти тему
Анатолий Сушков

На военных сборах во время учёбы в МАМИ.

Оглавление

1969 год. Заканчиваю 4-ый курс. Вместо летней студенческой практики на автозаводе МЗМА (АЗЛК), после окончания 1-3 курсов обучения, нам предстоят 2-х месячные военные сборы в одной из в/ч в Подмосковье.

Справка.

Высшие учебные заведения Союза ССР традиционно занимали особое место в системе подготовки военно-обученного мобилизационного запаса средних командиров (начальников) для Вооружённых Сил СССР. Подготовка комначсостава запаса из числа студентов (слушателей) высших учебных заведений и техникумов началась в 1926 году, во время реформы ВС Союза ССР.

Постановлением ЦИК и СНК СССР для учащихся ВУЗов и техникумов была установлена высшая допризывная подготовка, на которую отводилось 180 часов теоретической и два месяца практической подготовки на сборах в военных лагерях.

С 1960-х годов военные кафедры при ВУЗах имелись в 497 из примерно 890 функционировавших в послевоенном Союзе ССР ВУЗов.

ВУЗы должны были решать ответственную задачу — готовить на военных кафедрах при них офицеров запаса для ВС СССР, поскольку профили подготовки гражданских специалистов, по которым шла подготовка в автодорожных институтах, полностью совпадали с их военно-учётными специальностями.

Петлицы с эмблемами автомобильных войск
Петлицы с эмблемами автомобильных войск

Петлицы с эмблемами автомобильных войск

Справка. Я учился на факультете "Автомобили и тракторы".

Большинство ребят к предстоящим сборам относилось спокойно. Все 3 курса в институте мы занимались на Военной кафедре. Напомню, что именно на Военной кафедре мы также обучались вождению автомобиля и изучали программу подготовки шофёра-любителя. Занятия по военной подготовке шли по соответствующим учебным планам.

-2
-3

Сохранились 2 снимка о проведении полевого занятия с выездом на местность. Мне достался гранатомёт, остальные с АКМ (автомат Калашникова, модернизированный).

Были и освобождённые от занятий студенты, в том числе и от обучения для получения водительского удостоверения. Они были освобождены от военной подготовки.

В назначенное время колонна автобусов со студентами прибыла к месту назначения, в воинскую часть под Москвой.

Запомнился эпизод во время движения. Я сидел близко от водителя и видел с какой скоростью мы двигались, около 60 км/час. Параллельно нам по грунтовой дороге перемещались 3 гусеничных машины. Они двигались почти с такой же скоростью, как наша.

Я ,сын офицера-танкиста, с детства интересовался военной техникой, но такие гусеничные машины видел впервые.

-4

Продолжу свой рассказ дальше. Прибыли в часть, баня, получили обмундирование. Примерка, подгонка, подшивка и.т.д. Памятный и смешной эпизод! Хохотал весь взвод!

Один из курсантов (студент) не мог после помывки одеть солдатское бельё (синяя майка и чёрные трусы). Натягивал трусы так усердно, что они лопнули на ногах. Он пошёл к старшине менять их. Старшина возмутился: "Как это? Воинские трусы и не налезают!" Подозвал к себе ефрейтора срочной службы, который был назначен к нам заместителем командира взвода. Громко приказал ему: " Сбить с него холку в две недели!".

Нашего парня было жаль. Никакой холки у него не было. Невысокий, худощавый, но с очень развитыми мышцами ног - спортсмен разрядник по велоспорту.

-5
-6

Дальше наша жизнь шла строго по распорядку дня. Подъём, утренний туалет, зарядка, занятия в классе, на плацу,в автопарке и автодроме, в спортгородке, полигоне итд. Занятия прерывались на обед, небольшой передых, самоподготовка, ужин и наконец, личное время. Вначале было нелегко, потом попривыкли.

Самыми интересными для нас были, конечно, занятия с техникой, огневая подготовка. Хлопот же больше всего было со строевой и физической подготовкой. Много бегали кроссов, мне кажется, это не нравилось никому.

Выходные дни, как то не запомнились. Проходили стандартно: спортгородок, чтение, просмотр телепередач, письма домой итп.

Разве что, запомнилось один раз посещение бани. Подняли на час раньше подъёма, отвезли на машинах несколько километров. Конечно, баня-красотища! А дальше - мрак! Машины за нами не пришли. Чтобы не опоздать на завтрак, команда: "Бегом!" Побежали: пыльная грунтовая дорога, солнце светит и греет, мы в форме, в сапогах! Самое приятное- после бани! Прибежали, на завтрак успели. Друг друга спрашивали: " Как банька? Понравилась?" Были ответы, про которые и писать то неудобно!

-7

Расскажу о занятиях, которые не просто нравились, они были любимыми! Это-автопарк, автодром,

-8
-9
-10

Урал-375Д. Автомобиль повышенной проходимости Уральского автомобильного завода в Миассе. Выпускался с 1961 по 1993 годы. Использовался для перевозки личного состава, грузов, в качестве шасси ударного вооружения, например, систем залпового огня.

Имел цельнометаллическую кабину, гидроусилитель руля. Управлялся легко, ехать было комфортно даже на неровностях автодрома. На учебном вождении в МАМИ я управлял автомобилем ГАЗ-69, а на вождении Урал-375Д впечатления были другими! "Высоко сижу, далеко гляжу!" Мне очень нравилось.

На автодроме мы управляли и бронированной техникой. Это был бронетранспортёр БТР-60 ПБ. Выпускался с 1960 по 1987 годы. Был предназначен для перевозки личного состава и огневой поддержки в бою.

-11

Вооружён спаренной установкой: 14,5 -мм пулемёт и 7,62 мм пулемёт. Такой техникой я управлял впервые. Удобное рулевое колесо, как в автомобиле. Преодолевая глубокую яму, готовился к удару, вжался в кресло. Инструктор улыбался, в яму въехали легко, без рывков и ударов. Мне понравилось.

Наконец дошла очередь и до загадочных гусеничных машин, с которыми мы встретились , когда ехали на автобусах по шоссе в в/ч. Это оказалась БМП-боевая машина пехоты. Делать записи нам запретили, сказали: "Запоминайте!"

-12
-13

БМП-1, образца 1965 года, выпускалась до 1983 года. Вооружение: 73-мм гладкоствольное орудие, пулемёт 7,62 мм, ПТУР "Малютка". экипаж 3 человека, десант 8 человек.

Первая в мире серийная плавающая боевая машина пехоты, предназначенная для транспортировки личного состава к месту выполнения боевой задачи, повышения его мобильности и защищённости и поддержки огнём и для совместных действий с танками в бою. Была разработана в ГСКБ-2 (главном специальном конструкторском бюро 2) на Челябинском тракторном заводе им. В. И. Ленина.

Проводились занятия по техническому обслуживанию и ремонту техники. Ничего впечатляющего не увидели. Запомнилась только работа по подготовке нескольких бронетранспортёров к покраске. Их готовили к покраске в песочный цвет? Мы счищали старую краску, защитного цвета.

Конечно, проводились занятия и по огневой подготовке, стрельба из пистолета Макарова ( ПМ) и автомата Калашникова (АКМ), метание гранат в наступлении и обороне.

-14
-15

Пистолет Макарова. Создателем ПМ в 1951 году стал советский оружейник Макаров Николай Федорович. Создан пистолет был в стенах Ижевского механического завода. В снаряженном состоянии пистолет весил 0.81 кг и использовал патроны 9х18 мм ПМ. Боепитание оружия осуществлялось от 8 патронных магазинов.

Является личным оружием нападения и защиты, предназначенным для поражения противника на коротких расстояниях, в вооружённых силах и правоохранительных органах, а также одним из самых массовых пистолетов в СССР и современной России.

-16

Молодой конструктор - Калашников М.Т.

-17
-18
-19

7,62-мм автома́т Кала́шникова
модернизи́рованный
(АКМ)

Максимальная
дальность, метров 400 (
действительного огня)
1500 (
убойного действия пули)
3000 (полёта пули)
Вид боепитания отъёмный коробчатый магазин на 30 патронов.

Гранаты. В 1954 году на вооружение Советской армии была принята ручная осколочная граната РГД-5. Она была удобнее и эффективнее предыдущей РГ-42 и поэтому вскоре вытеснила ее из арсенала советского солдата. Вместе с более ранней гранатой Ф-1 новая РГД-5 сформировала «пару» из оборонительного и наступательного боеприпаса, которая используется до сих пор.

-20
Масса гранаты 310 г.
Масса заряда 110 г тротила
Радиус поражения 15—20 метров.
Время до взрыва 3.2-4.2 секунды.
-21

Граната Ф1, поступила на вооружение армии СССР в 1940 году. Граната предназначена для обороны, эффективное использование-это поражать живые цели из-за укрытия т.к радиус разлета осколков составляет 200 метров.

Общий вес: 600 граммов
Расчетный радиус поражения: осколками — 50-40 м
Безопасное расстояние — 200 м
Время замедления запала: 3,2—4,2 сек

Должен отметить, что боевых гранат мы не метали, только учебные.

-22

Боевые гранаты в действии нам показали солдаты-срочники. Мы наблюдали из укрытия. Впечатляет!

Были и такие занятия.

-23
-24

Средство индивидуальной защиты, предназначенное для защиты человека от отравляющих веществ, биологических средств и радиоактивной пыли. ОЗК состоит на вооружении Вооружённых Сил Российской Федерации, многих стран бывшего СССР и является средством индивидуальной защиты военнослужащих всех видов ВС и родов войск. Используется совместно с респиратором или противогазом.

-25

Отрабатывался норматив одевания ОЗК (Общевойсковой защитный комплект). Эти занятия никакого восторга не вызывали. Надо? Значит надо!

Из строевой подготовки запомнилось только: " Вне занятий плац обходить. Перемещение по плацу только бегом!

-26

Подошло время окончания военных сборов. Далее экзамены и аттестация с присвоением воинского звания -лейтенант запаса. Автомобильные войска-всегда готовы для броска! Флаг автомобильных войск.

-27