На улице Садовой под нынешним номером 78 стоит добротный двухэтажный жилой дом, который считается классикой городской усадебной застройки рубежа прошлого и позапрошлого веков и образцом «кирпичного стиля». Возведение, отделка и содержание зданий, выстроенных в этом простом и практичном архитектурном направлении, обходились не слишком дорого, дома же по пластике и красочности форм часто не уступали «богатым» и недолговечным штукатурным фасадам с лепниной.
История возведения усадебного ансамбля отслеживается в документах с 1871-года. Усадебное место с полутораэтажным деревянным флигелем, баней, каретником, конюшней, погребом и двумя амбарами тогда принадлежало супруге коллежского советника Александре Евтихиевне Головиной.
В 1879-м, согласно хранящейся в архивах купчей крепости, собственницей усадьбы стала другая чиновничья жена - Аграфена Титовна Поценкова . Когда новая хозяйка приступила к перестройке домовладения, точно неизвестно, но к 1902-му, по данным раскладочных ведомостей, вместо деревянного флигеля во дворе появился каменный, а по улице вырос двухэтажный каменный особняк. Главный фасад П-образного здания имел симметричную 9-осевую композицию. Уровень междуэтажного перекрытия отмечался декоративным поясом из трех рядов поребрика, одинаковые лучковые окна первого и второго этажей окантованы повторяющими форму проемов наличниками с сандриками и замковыми камнями.
В междуоконных простенках расположены гладкие лопатки во всю высоту фасада, в уровне кровли «переходящие» в парапетные столбики. Поле стен над окнами второго этажа украшено сухариками, под окнами первого этажа проходит пояс прямоугольных ниш. В отмеченной выступом-ризалитом центральной части раскрыта лучковая проездная арка, декорированная замковым камнем, над которой вывешен прямоугольный балкон с кованым ограждением.
Завершала ризалит парапетная стенка зубчатого очертания, придающая образу черты крепостной архитектуры, венчал здание карниз на парных кронштейнах по осям фасадных лопаток с нишами во фризовой части. Рисунок кованого металлического ограждения на кровле между парапетными столбиками повторял рисунок балконного ограждения. Парадности облику добавляла отделка цоколя квадрами белого камня.
28 сентября 1905-го года усадьба, согласно отношению №5698 старшего нотариуса Самарского Окружного суда, перешла во владение почетного гражданина Самары, купца-миллионера и крупнейшего городского благотворителя Антона Николаевича Шихобалова. Приобретение было целевым и предназначалось для второй жены А.Н. Шихобалова Евдокии Дементьевны. Дочь самарских мещан Фокиных, после кончины первого мужа купца Дмитрия Монастырского в 26 лет оставшаяся вдовой с дочерями-погодками – шестилетней Марией и пятилетней Анной – спустя два года вторично вышла замуж за Антона Шихобалова, шесть лет назад похоронившего первую жену. По отзывам современников, была красавицей. Возможно, участвовала в семейном бизнесе в роли секретаря – согласно воспоминаниям Якова Тейтеля, большую часть дня проводила в комнате-приемной перед кабинетом мужа.
Антон Шихобалов, которому в 1905-м исполнилось 77, прекрасно знал, что на щедрость основных наследников – дочерей и зятя Василия Сурошникова – его молодой спутнице жизни надеяться не стоит и заранее позаботился о ее будущем. Двадцатилетний брак закончился со смертью А.Н. Шихобалова 4 июля 1908-го года. В октябре вдова коммерции советника и почетного гражданина Е.Д. Фокина-Шихобалова вступила в права завещанного наследства, а меньше чем через год продала усадьбу на Садовой мещанину Арефию Егоровичу Шмонину. Как сложилась дальнейшая жизнь Евдокии Дементьевны и ее дочерей, неизвестно.
Новый владелец родом был из существующего и поныне села Тоузаково в Кинель-Черкасском районе Самарской области. Как известно из записей церковных книг, в 1898-м в возрасте 22-х лет обвенчался с самарской мещанкой Пелагеей Степановной Ивановой. Имел сына Иоанна, занимался розничной торговлей, причем по документам собственную лавку сдавал в аренду жене. Схемы оптимизации налогообложения практиковались и в царские времена! Летом 1917-го внезапно скончался, после чего Пелагея Степановна Шмонина стала собственницей дворового места и оставалась ею до национализации в 1919-м.
Использовался дом Поценковой-Шихобаловых-Шмониных на протяжении всего времени под жилье. Полтора месяца назад - 21 июля 2023-го года – Управление государственной охраны объектов культурного наследия региона сообщило о подготовке проекта «капитального ремонта фасада с фрагментарной реставрацией».
Предполагается убрать с фасада кондиционеры и электрический кабель, отремонтировать белокаменный цоколь и бетонное перекрытие арки, заменить двери, восстановить утраченные элементы балкона и парапетного ограждения кровли. Назначение памятника после реставрации не изменится.
использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете