Найти тему

Как эффективно общаться с людьми, имеющими когнитивные и ментальные нарушения

Специалисты Симуляционного центра столичного Департамента труда и социальной защиты населения учат уходу за людьми, страдающими когнитивными или ментальными расстройствами. Общение с ними бывает затруднительно, но знание особенностей выстраивания коммуникации, формулировки вопросов и разъяснений может повысить его эффективность.

Для людей с когнитивными нарушениями речь другого человека не всегда понятна. Им бывает тяжело поддерживать разговор, быстро формулировать ответы и выражать свои мысли. В зависимости от вида и степени развития когнитивного и ментального расстройства, проблемы могут различаться. Лечением, медикаментозным поддержанием речевой функции занимаются врачи, но общение с помощниками по уходу, медсестрами, близкими родственниками для таких людей очень важно.

Любому ухаживающему полезно научиться понимать невербальные сигналы, развивать в себе эмпатию, чтобы реагировать на тон, интонацию, предугадывать, что хотел сказать его собеседник, чтобы вести плодотворный диалог.

Например, с людьми в деменции стоит разговаривать мягким спокойным голосом, тона, но избегать общения как с ребенком и не давать ему поводов догадываться, что вы знаете о его проблемах. Не стоит проверять его память фразами «Вы знаете/помните, кто это стоит перед тобой». Нежелательно также постоянно его поправлять, даже из благих побуждений, это неприятно любому, тем более у человека в деменции это может вызвать неконтролируемое раздражение и даже гнев. Напротив, повторение даже слегка искаженных слов или неестественных конструкций позволяет ему понять, что его слышат, его понимают и уважают.

Торопить человека с ответом не стоит, даже если это очень простой выбор. Но если вы говорите человеку что он должен сделать, то информация должна быть максимально четкой и недвусмысленной, прямо как армейский приказ.

В ближайшее время в Симуляционном центре стартует тренинг для медицинских сестер социальных стационарных учреждений Москвы «Основы эффективной коммуникации с получателями социальных услуг, имеющими когнитивные и ментальные нарушения». В ходе тренинга сотрудники познакомятся с особенностями коммуникации в зависимости от типа нарушений. Это будет тренинг-игра, в которой слушатели получат багаж практических навыков коммуникации.

Желающие научиться правильно общаться с людьми с когнитивными нарушениями могут найти дополнительные статьи и материалы, а также контакты для записи на обучение на сайте https://ya-doma.ru/simulation-center/ и на страничке Вконтакте https://vk.com/sim_centr_msk

Симуляционный центр работает на базе Научно-практического геронтопсихиатрического центра. Его основная задача — обучение профессиональному уходу сотрудников системы соцзащиты и москвичей, которые заботятся о тяжелобольных родственниках. Для них специалисты центра разработали образовательные программы и тренинги, направленные на формирование и закрепление практических навыков. Обучение строится по модульной системе: слушатели получают те навыки, которые им необходимы. Узнать подробную информацию и записаться на занятия можно на сайте симуляционного центра.