На целом ряде древнеегипетских изображений можно увидеть на головах людей странные аксессуары в виде небольшого затупленного конуса. Египтологи ни разу не находили подобных предметов в ходе раскопок, так что даже возникло предположение, что конические головные уборы служили символом с неясным значением в египетском искусстве, а в реальности на голове их не носили. Однако теперь остатки двух таких предметов были найдены в захоронениях возрастом 3300 лет в Амарне, столице фараона Эхнатона.
Головные конусы были найдены в двух погребениях на кладбище, предназначавшемся для рабочих, строивших столицу. Одна из могил сохранилась лучше, другая еще в древности была разграблена. Оба погребенных тела сохранили волосы, в пряди которых и были вплетены конусы. Они имели высоту восемь сантиметров и были сделаны из пчелиного воска. На внутренней стороне остались следы ткани, которая не сохранилась.
Открытие позволяет ученым отказаться от гипотезы, согласно которой головные конусы были символическим изображением. Также оно ставит под сомнение другую гипотезу, авторы которой предполагали, что конусы были сделаны из ароматических веществ и медленно таяли от солнечного тепла, умащивая голову своего носителя.
На более древней фреске можно рассмотреть детали этого артефакта. Это была конусообразная шапочка из войлока, выполненная из 12 клиньев, покрытых белым пуническим воском. Сверху на вершине конуса наносился слой охры. Поверх этой шапочки одевался серебрянный обруч с зубцами на ленте из войлока. Интересно, что в индуизме седьмая чакра сахасрара находится вне проекции физического тела, как раз над макушкой головы.
Ушниша - выпуклость в форме трехмерного овала на макушке Будды, которое считается его короной и символом просветления, а также аспектом священного огня, также не что иное как вот эти вплетенные в волосы шапочки. В Махаяне представляют бодхисаттв в форме, называемой usnisin "носящий тюрбан/повязку для волос". Особенно хорошо это видно на ранних статуях.
Позднее эта шапочка выродилась в кипу, ермолку (йарэ малка - трепет перед царем, арамейский) - голову им покрывали во время служения Всевышнему (молитвы, произнося благословения, изучая Тору и т.д.). Причем она была есно белого цвета. В повседневной жизни их кстати не носили, если только особо "одаренные" готовые лоб расшибить. В Танахе и Талмуде нет прямых предписаний покрывать голову. А вот первосвященники и храмовые служители должны были покрывать голову во время богослужений (Исх. 28)
Также они всплывают у древних римлян во время празнования Сатурналий, посвященному земледелию. С тех пор на праздниках именниники одевают этот смешной колпак. А кто то, до сих пор придает этому сакральный смысл, даже не понимая его значения.
Поддержать автора канала на чашку кофе можно по этой ссылке.