Дорогой заинтересованный искатель света, давайте подумаем, а что, если наш познавательный путь связан с тем, чтобы учиться управлять энергией? В целом, широко утверждается, что познание – это процесс, происходящий в сознании. В то же время, познание есть специфический вид активной деятельности человека, и сознание - активно-целенаправленное отражение действительности в сознании человека. Что такое деятельность? Пожалуй, на такой общий вопрос нам нужно отвечать с различных сторон, чтобы иметь возможность идти в сторону большего понимания вопроса познания, его значения для человека и жизни вообще.
Есть познание, а есть сознание, но нет никакого познания без сознания. Поэтому познавательная деятельность, да и любая другая деятельность, является выражением сознания, с другой стороны, скорее всего, через деятельность идёт эволюционный процесс развития сознания. Выходит, деятельность всегда сознательна, а человек может выполнять целесообразную деятельность (со знанием дела) и не очень. Ведь при отсутствии знания человек ведёт во многом бесплановую деятельность. В широком же подходе деятельность (если исходить из аспекта движения) есть – жизнь. Здесь возникает уже проблема пассивности и активности, но это мы будем рассматривать позднее.
Итак, что такое деятельность? В чём отличие трудовой человеческой деятельности от действий животных? Поразмышляем над всем этим, принимая во внимание позицию науки. «Конечно, все животные что-то делают, а высшие животные, кроме того, способны к сложным видам деятельности. Но только человек способен создавать орудия труда».[1] Да, человек способен создавать, ибо он творец! Вот он важный момент, человеческая деятельность – это, по большому счёту, творческая деятельность разума человека. А мы склонны разделять стороны ментального сознания – ум и разум. Понятие разума связано со способностью к размышлениям, субъективной работой с фактами. Таким образом, человеческая деятельность (как таковая) – разумная деятельность, а животная нет. Между тем, обретение разума человеком – «вещь» эволюционная.
Вся деятельность животных, пусть где-то интеллектуально целесообразная, подчинена инстинктам. Но человек может планировать что-то в своей жизни. И всё исходит от уровня сознания, есть огромные отличия между сознанием человека и сознанием животных. Эти отличия также проявляются и в познавательной деятельности. «Именно сознание позволяет человеку познавать окружающий мир, переживать своё отношение к этому миру, регулировать свою деятельность».[2] А познавать мир могут все живые существа, тогда как вести познавательную деятельность – прерогатива человека в нашем мире, каким мы его знаем.
Есть сознание, и есть познание, но есть сознательная разумная познавательная деятельность. Видом такой деятельности является – наука. Что у нас с наукой, а также и философией? философия – не наука, а больше мышление. Однако для результативности мышления требуются вводные данные, которые и предоставляются преимущественно наукой. «Наука – это высший вид духовной деятельности по производству достоверного, объективного и практически эффективного знания о мире, поучаемого учёными в ходе беспристрастного исследования реальности».[3] Благодаря учёным мы получаем объективные сведения о мире. Но что делает науку? Мышление! Такое мышление, которое может синтезировать полученные сведения, приводить их в систему. И этому способствует разум человека. По-настоящему философии не может быть вне науки, но и наука определяется, по сути, философией (научным мировоззрением). Восприятие объективных вещей ментальным сознанием – это работа ума. Но субъективное осмысление данных вещей «ложится на плечи» разума.
Хорошо «проработанное» ментальное сознание человека преобразует его познание в познавательную деятельность. И серьёзное место в этой познавательной деятельности отведено – разуму. С другой стороны, ментальное сознание, присущее человеку, оказывает влияние и на различные виды человеческой деятельности, создавая психологическую основу на базе эмоциональности. «История человеческой культуры свидетельствует о том, что любая духовная деятельность людей протекает не только в форме естественнонаучного познания, но и в форме философии, религии, искусства, социальных и гуманитарных наук».[4] В зоопсихологии выделяется соответствующая деятельность животных, зависящая от их животной психики, но психика человека по существенным критериям отличается от психики животных. Сейчас это не тема разговора, но, действительно, многое связано с психическими элементами той или иной жизненной организации. Ещё раз, целесообразная деятельность человека производится благодаря тому, что его психика «снабжена» ментальным сознанием (в той или иной степени). Этого нет у животных.
Если животные и обладают зачатками ментального сознания, то они (зачатки) низшего порядка, выражаются инстинктивно и характеризуются субъективным коллективным качеством. Но их эмоциональное сознание также обуславливает определённую деятельность. Почему? Во всём виноват «жизненный опыт» поколений, если так можно выразиться, но животные не думают, не способны к воображению, они ничего не планируют. Всё это специфика ментального сознания, которое предопределяет человеческую деятельность во всём её многообразии.
[1] Баркова В.В. Современная естественнонаучная картина мира [Текст]: учебное пособие / В.В. Баркова, К.А. Тухватулина. – Челябинск: Изд-во Юж.-Урал. гос. гум.-пед. ун-та, 2017. С. 223
[2] Баркова В.В. Современная естественнонаучная картина мира [Текст]: учебное пособие / В.В. Баркова, К.А. Тухватулина. – Челябинск: Изд-во Юж.-Урал. гос. гум.-пед. ун-та, 2017. С. 225
[3] Философия науки (основные проблемы): учебное пособие / Е.А. Никитина. Изд. 3-е перераб. и доп. - М.: Московский технологический университет (МИРЭА), 2016. С. 5
[4] Баркова В.В. Современная естественнонаучная картина мира [Текст]: учебное пособие / В.В. Баркова, К.А. Тухватулина. – Челябинск: Изд-во Юж.-Урал. гос. гум.-пед. ун-та, 2017. С. 13