Школы Великобритании, США и Канады вызывают интерес у родителей во всем мире. Успешность учеников этих школ можно оценить, например, по тому, сколько из них поступили в университеты Великобритании и Северной Америки: Оксфорд, Кембридж, Гарвард, Стэнфорд и Массачусетский технологический университет. Еще один способ оценить уровень подготовки учащихся зарубежных школ — посмотреть на их будущую карьеру. Многие выпускники занимают впоследствии высокие посты в правительствах и международных корпорациях.
Эксперты в сфере международного образования говорят, что учебные программы зарубежных школ отличаются от российских подходом к обучению, самим детям и организации школьного пространства. Так ли это? Разбираемся в нашей новой статье.
Возможность выбора предметов
В России школьники изучают большое количество предметов без возможности их выбирать, а в Великобритании предметная специализация у учеников начинается раньше. Чем старше становится ребенок, тем более узконаправленной будет его программа обучения. По факту, британские школьники к нашему 9 классу уже заканчивают общеобразовательный стандарт и в старшей школе получают образование, которое дает им преимущество при поступлении в университет.
Образовательные программы США и Канады во многом похожи на российскую систему образования, но в этих школах тоже действует тот же принцип: чем старше становится ребенок, тем больше у него возможностей выбирать те предметы, которые ему нравятся или нужны для дальнейшего обучения.
Ориентация на практику и soft skills
В России школа — это, в первую очередь, база знаний, которая важна для поступления в вуз. А в зарубежных школах, помимо изучения академическими предметов, дети активно развивают soft skills, например, лидерские навыки, эмоциональный интеллект и тайм-менеджмент. Учебные заведения других стран ориентированы на практику и часто используют наглядный метод изучения каких-то явлений, например, электромагнитных волн в физике. Так школьники лучше запоминают материал и лучше понимают, что это такое, зачем и как может понадобиться в жизни.
«Я была на многих занятиях такого рода, и, действительно, все учащиеся, как один, сравнивают обучение за рубежом с обучением в своих родных школах. Это не только школьники из России, но и из Китая, Аргентины. Они все говорят, что такое обучение им нравится больше и вызывает большую мотивацию. Естественно, детям, которые хотят получить новые знания, преподавать легче. И, конечно, зарубежные школы стараются всегда найти какие-то точки соприкосновения, которые помогут учащимся лучше понять материал и усвоить программу», — говорит Наталья Кравец, руководитель направления «Среднее образование за рубежом» компании ITEC.
Таким образом, программы обучения за рубежом построены так, что вызывают желание учиться. В центре обучения стоит ребенок, его желания, интересы, мотивация. Никто никого не заставляет учиться и ходить на дополнительные уроки и зубрить учебники. Преподаватели и тьюторы помогают ученикам, поддерживают их и мотивируют, к ним всегда можно прийти за советом и рекомендациями.
Чего не хватает российским школам
Возьмем для примера британские школы. Они сильны своими традициями и историей, гордятся достижениями своих учеников, дают не только классические академические знания, но и прививают общечеловеческие ценности, а также нарабатывают навыки soft skills и развивают таланты.
Именно культуры общения и собственных традиций пока что не хватает российским школам, отмечают эксперты.
В российских школах часто у преподавателей из-за большого объема бумажной работы нет эмоциональных ресурсов рассказывать детям, как законы физики связаны с реальной жизнью, для чего вообще это нужно изучать, и где потом можно наблюдать.
«Школа — это все-таки общественный институт, в котором ребенок проводит много лет. В школьном возрасте очень важна роль наставника и окружения, ровесников, с которыми ребенок находится в постоянном контакте. В большинстве наших школ мы говорим именно про обучение и знания, а не про культуру и воспитание. Хотелось бы именно какого-то влияния со стороны школы на подростковые умы, которые только складываются и растут. Кем они будут в будущем, какие идеи они будут продвигать? Что хорошего они будут делать для себя и общества?», — говорит Наталья Кравец.
И чем они хороши
Однако в отечественных школах не все так плохо. Наша сильная сторона — это естественные науки: физика, математика, инженерия. К нам едут учиться школьники и студенты из стран СНГ, Азии, Ирана, Китая. Российские школьники занимают первые места по математике, физике и информатике на международных олимпиадах.
Еще одна особенность российского образования, которой нет за рубежом — это возможность участия в многочисленных олимпиадах, творческих сменах и лагерях, куда может подать заявку на обучение любой российский школьник.
«У школьников сейчас есть дополнительные возможности, которых не было 15-20 лет назад. Благодаря высокой цифровизации любому доступны олимпиады. Ни в одной из стран, про которые я говорила, такого нет, чтобы ребенок мог из любого уголка поучаствовать в олимпиаде и соревноваться с кем угодно. Это, скорее, не про школу, а возможности, которые предоставляет государство. Но у школьников к этому есть доступ: регулярные рассылки, объявления о конкурсах и так далее. Даже если у тебя нет финансов или великих знаний, ты можешь попробовать себя», — говорит Наталья Кравец.
По мнению эксперта, школы будущего будут развиваться в направлении целостного развития ребенка, развития осознанности у детей и родителей. Так, например, в последнее время в Москве и Санкт-Петербурге стали появляться школы нового формата, которые занимаются не только обучением, но культурным развитием детей, стоят сообщество.
«В основном это частные школы, которые доступны небольшому количеству людей. Но в них как раз есть комьюнити, которое они создают на базе школ среди учеников, преподавателей. Есть дух поддержки, мотивации, в школу хочется приходить. Частные школы могут себе позволить хорошее оснащение и наглядность материалов, могут пригласить хороших педагогов с большим желанием работать в школе, учить детей, видеть их горящие глаза», — отмечает Кравец.
В российских школах уже сейчас есть достаточно большое количество учителей, которые умеют сплотить детей и дать им ощущение сообщества. Оснащение школ и отношение преподавателей к детям постепенно меняется: они учатся находить подход и время для каждого ребенка, используют разные методы и опыт зарубежных школ.
Пока это не внедряется повсеместно, но будем надеяться, что в Школе будущего все будет по-другому.
С полным текстом статьи вы можете ознакомиться на сайте журнала «Позитивные изменения».