Найти тему
Архивариус Кот

«Ведь ей жить хочется, жить надо»

Л.А.Милюзина в роли Людмилы
Л.А.Милюзина в роли Людмилы

(«Поздняя любовь»)

Людмила, дочь Маргаритова, по словам автора, - «немолодая девушка». Мои комментаторы уже подняли вопрос, сколько ей лет. Вспоминались и 24-летняя Лидия Чебоксарова, и 25-летняя Ирень Прибыткова, которых никто «немолодыми» не называл и не считал. Так что же с Людмилой?

Не знаю, верно ли моё предположение, но почему-то кажется: то, что и Лидия, и Ирень считались богатыми невестами, как-то мешало окружающим по-настоящему оценить их возраст. А Людмила живёт в «захолустье», где её практически никто не видит. Маргаритов даст этим местам страшную, но, видимо, верную характеристику: «Здесь, Людмилочка, сторона голодная, народ живёт изо дня в день, что урвёт, тем и сыт. Утопающий, говорят, хватается за соломинку; ну, а голодающий за то, что плохо лежит. Здесь всё украдут и всё продадут, а ловкие люди этим пользуются. Нужно подкупить человека на подлог, на преступление, нужно купить девичью честь — иди сюда, купишь, и недорого купишь. Когда ты увидишь, что сюда зайдёт или заедет человек богатый, хорошо одетый, так знай, что он не за добрым делом зашёл — он ищет продажной чести или совести».

Ещё один важный вопрос – а знала ли Людмила вообще иную жизнь? Это в фильме (в эпизоде, о котором я уже писала) мы видим девочку лет семи, в пьесе же Маргаритов будет рассказывать, что от попытки «руки на себя наложить» его спасла мысль о дочери – «двух лет была тогда». А ведь тогда с момента разорения прошло какое-то время (думаю, что не сразу Герасим Порфирьич так отчаялся).

Нам неизвестно, сколько времени прожили Маргаритовы в доме у Шабловых (судя по всему, достаточно давно), но несомненно, что вся жизнь Людмилы прошла примерно в таких же местах. Рядом нет никого, кто мог бы её заметить, оценить… Вот и увядает она в таких условиях. Хочу только заметить, что, когда Дормедонт будет рассказывать матери о своей любви к Людмиле и надеждах на её чувство, мать укажет ему на несостоятельность этих надежд («Не из таких ты мужчин, каких женщины любят»), но ни словом не обмолвится о неподходящем возрасте его «предмета». А когда он соберётся «всю душу свою открыть» и спросит совета у матери: «Действовать?» - ответит: «Действуй!» (значит, не так уж и «немолода»). Подтвердится это и диалогом Маргаритова с Дородновым: «Замуж бы». – «Да с чем, чудной ты человек, с чем?» - «Ну вот, Бог даст, ты мне дела-то на двести тысяч сделаешь, так уж тогда…» Следовательно, девушка ещё в «брачном возрасте».

Мне кажется, что ей лет 27-28 – по нашим понятиям, совсем немного, во времена же Островского… Впрочем, определение автор уже дал.

Более чем скромные условия жизни, очевидно, тоже наложили свой отпечаток на девушку, сделав её не по годам взрослой. «Все движения её скромные и медленные, одета очень чисто, но без претензий», - напишет Островский.

В.А.Дементьева и Т.И.Ленникова в ролях Шабловой и Людмилы
В.А.Дементьева и Т.И.Ленникова в ролях Шабловой и Людмилы

Вся жизнь Людмилы посвящена отцу. «Она кроткая, сидит работает, молчит; кругом нужда; ведь она самые лучшие свои года просидела молча, нагнувшись, и ни одной жалобы. Ведь ей жить хочется, жить надо, и никогда ни слова о себе. Выработает лишний рублик, глядишь, отцу подарочек, сюрприз», - рассказывает Герасим Порфирьич. Вспомним, кстати, и его реакцию на слова Людмилы, что она истратила деньги: «Я что в глазах-то твоих ищу? Для себя ли ты истратила, бедненькая, на свои нужды, на своё необходимое, или опять на баловство для меня, негодного старика. Вижу теперь, вижу, ждать буду, Людмила, ждать… не умела ты скрыть». Нет, деньги потрачены не на отца – и, конечно, от этих слов его Людмиле ещё тяжелее…

«Я сама хочу нынче посидеть подольше, поработать», «Я пойду работу возьму», - скажет она сама. «Мы только по вечерам здесь работаем вместе, чтобы врознь лишней свечи не жечь», - поведает Шаблова. Под «работой» в те времена понимали рукоделие – очевидно, Людмила шьёт или вышивает для продажи. Небольшая сцена во втором акте: «И мне нужно идти со двора», - говорит она Николаю, а затем «заходит в свою комнату,.. надевает бурнус и платок, потом запирает свою дверь и уходит» - видимо, к заказчику.

Кажется, что она уже привыкла к такой жизни и не хочет никаких изменений. «Бог даст, будет у нас довольство; в нашем ремесле, коли посчастливится, скоро богатеют — вот поживёшь и для себя, да как поживёшь-то!» - радуется Маргаритов, начавший вести дела купца Дороднова. «Я не умею жить для себя; в том только и счастье, когда живёшь для других», - просто ответит Людмила, и все её поступки эти слова подтвердят.

А.И.Степанова и М.М.Яншин в ролях Людмилы и Маргаритова
А.И.Степанова и М.М.Яншин в ролях Людмилы и Маргаритова

Не осознаёт Людмила и той прелести, которой наполнены её поступки для окружающих. Отец называет её «святой», но ведь и для влюблённого Дормедонта она стоит на пьедестале – именно поэтому, наверное, он, желая «с благородными намерениями» объясниться с ней, в решительную минуту не может найти нужных слов и не идёт дальше фразы «Мне, Людмила Герасимовна, серьёзно нужно с вами поговорить, очень серьёзно».

Однако пьеса названа «Поздняя любовь» - и мы должны непременно говорить о любви Людмилы. В минуту откровения она скажет Николаю: «Я прожила свою молодость без любви, с одной только потребностью любить, я веду себя скромно, никому не навязываюсь; я, может быть, с болью сердца отказалась даже от мечты быть любимой. А ведь я женщина, любовь для меня всё, любовь мое право».

Как же вспыхнула её любовь? Когда она напомнит любимому: «Помните, с месяц тому назад, вот здесь, у этого окна, вы поцеловали мою руку и сказали, что вы бы умерли от счастья, если б вас полюбила такая женщина, как я», - он ответит: «Да ведь это фразы, это та же шутка».

И вот здесь хочется на минуту остановиться. Да, конечно, сказав эту фразу, Николай не имел никаких серьёзных мыслей насчёт Людмилы (мне кажется, что он, подобно Незнамову, мог бы сказать: «Меня нельзя любить», - хотя, в отличие от Григория, прежде всего сам в этом виноват), однако почему-то всё же сказал, и сказал именно Людмиле! А, может быть, действительно, хоть на какой-то момент был «поражён», как сказал поэт,

Её лица необщим выраженьем,

Её речей спокойной простотой?

Может быть, разглядел в «немолодой девушке» чудесную женщину?

После первого разговора с ней он заметит: «Всё-таки как-то теплее, когда тебя кто-нибудь любит». Возможно, сразу почувствовал это тепло?

Продолжение следует…

Если понравилась статья, голосуйте и подписывайтесь на мой канал!Навигатор по всему каналу здесь

"Путеводитель" по пьесам Островского здесь