Существуют две независимые друг от друга зоны проявления негативного воздействия вод:
1. Зоны затопления и подтопления (далее - ЗЗП).
2. Зоны прогнозного разрушения берегов (далее - ЗПРБ).
ЗЗП имеют уже своё правовое признание - постановление Правительства РФ от 18 апреля 2014 года N 360, статья 67.1 Водного кодекса РФ.
ЗПРБ - пока не имеет правового признания. Однако является очевидным, что это признание необходимо. И чем быстрее, тем лучше. Потому что в настоящее время ничто не ограничивает строительства объектов в опасной близости к берегам, если эти берега находятся вне ЗЗП. Это в большей части характерно для морских берегов, а также для высоких береговых обрывов рек.
Можно привести множество примеров, когда объекты капитального строительства, в том числе жилые дома, ранее построенные казалось бы в безопасном месте, через некоторое время оказывались на краю берегового обрыва. И тогда вновь возникает знакомая нам дилемма: защищать берег или отселять жителей.
Признание ЗПРБ позволит избежать угрозы разрушения объектов, размещенных на берегу, подверженном размыву, даже в определенной перспективе.
Для этого необходимо определиться с общими принципами установления границ ЗПРБ.
Общие принципы определения границ ЗПРБ
Эти принципы, на мой взгляд, следующие:
1. ЗПРБ должны устанавливаться для размываемых, то есть незащищенных берегов. Берегоукрепления или защитные сооружения исключают защищаемые территории из ЗПРБ. (Но только в том случае, если эти сооружения запроектированы, построены и эксплуатируются нормально).
2. Должны быть выявлены участки берегов, подверженные разрушению (эрозии, абразии). Поэтому необходимо следующее.
Для морей - знать и учитывать динамику береговых процессов в пределах морской береговой зоны, знать и учитывать границы гидролитодинамических систем, расположение зон аккумуляции и размыва, учитывать их изменчивость.
Для рек - знать и учитывать динамику русловых процессов и учитывать факторы, которые могут на нее повлиять.
3. Ширину ЗПРБ необходимо определять или назначать в зависимости от интенсивности или скорости разрушения или размыва берега (другими словами, скорости отступания берега). Скорость разрушения берега, в свою очередь, зависит от ряда факторов: геологического строения берега, интенсивности и характера гидрологического воздействия и др.
4. Ширину ЗПРБ целесообразно привязывать к временному периоду, например, 100 лет. Т.е. ширину ЗПРБ назначать равной ширине полосы разрушения берега в течение 100 лет.
5. И для морей, и для рек важно учитывать твердый сток рек, особенно влекомых наносов. Данный фактор может существенно повлиять на расположение участков размыва и интенсивность размыва берега.
6. Условия градостроительного использования ЗПРБ целесообразно увязать со сроком эксплуатации возводимых сооружений. Например, определив границу ЗПРБ шириной полосы разрушения берега за 100 лет, позволять возводить в данной зоне строения, срок эксплуатации которых меньше, чем 100 лет. Причем на расстоянии от границы ЗПРБ в сторону берега обратно пропорционально отношению срока эксплуатации строения к 100 годам.
Заключение
Таковы, на мой взгляд, основные принципы определения границ ЗПРБ. Определить эти границы не так просто, как это делается, например, для водоохранных зон и их прибрежных защитных полос.
В этой связи, конечно, зоны проявления негативного воздействия вод (ЗЗП и ЗПРБ), и принципы определения их границ, следует рассматривать отдельно. В рамках отдельного федерального закона о берегах. Это то, о чем мы говорили 20 лет, говорим сегодня и будем говорить, если ничего не изменится.
Очень надеюсь, что такой закон будет когда-нибудь принят. А пока есть только надежда, что будут приняты поправки в Водный, Земельный и Градостроительный кодексы РФ.
Ещё надеюсь, что данная статья поспособствует созданию благоприятных условий для большей сбалансированности законов. Законодательство в сфере обеспечения наших конституционных прав на безопасную среду обитания необходимо привести в баланс с природоохранным законодательством.