Оформляется она при помощи кавычек и сопутствующих им знаков препинания: «Малый ход назад!» — сказал капитан в трубку (Катаев). Директор перекинул свой взгляд на дошкольника, как бы спрашивая: «А сам-то ты кто такой?» (Коваль). «Вот и умылась земля, — сказал он, — ключевой водой из серебряного корыта» (Паустовский).
Так же, как прямую речь, при помощи кавычек выделяют внутреннюю прямую речь, то есть невысказанные мысли: «А тут ещё этот песец, — раздражённо думал директор. — Оставить его в школе никак нельзя. За праздник сдохнет. Надо звонить на звероферму» (Коваль).
Перед прямой речью после слов автора ставится двоеточие: Директор Губернаторов решил глянуть ещё раз на чрезвычайного зверя и вышел на крыльцо, повторяя про себя: «Хорошая, интересная задумка!» (Коваль).
После прямой речи перед словами автора ставится тире: «Филька бежит на Северный полюс», — упавшим голосом продолжал дошкольник (Коваль).
Расстановку знаков препинания при прямой речи можно представить в виде схем, где П — прямая речь, начинающаяся с прописной буквы, п — прямая речь, начинающаяся со строчной буквы, А и а — слова автора, начинающиеся с прописной или строчной буквы соответственно.
Слова автора перед прямой речью:
А: «П». А: «П?» А: «П!» А: «П…»
Слова автора после прямой речи:
«П», — а. «П?» — а. «П!» — а. «П…» — а.
Слова автора внутри прямой речи:
«П, — а, — п». «П, — а. — П». «П? — а. — П». «П! — а. — П». «П… — а. — П». «П… — а, — п». «П, — глагол и глагол: — П».
Прямая речь внутри слов автора:
А: «П!» — а. А: «П?» — а. А: «П» — а. А: «П…» — а. А: «П», а.
Больше правил пунктуаций и упражнений на отработку полученных знаний ищите в книге Людилы Великовой «Русский язык. Пунктуация» (12+): https://go.ast.ru/a00b7y3