Найти тему
Тайная комната

Тайны детских книг

Часть вторая

Начало здесь

Наверное, в жизни каждого взрослого наступает время, когда детские книжки снова занимают место на полке, потому что мы хотим, чтобы удивительный мир приключений распахнул свои двери нашим детям. И наполняем мы эту книжную полку теми "сокровищами", которыми обладали сами. Но почему мы так уверены в том, что книги, которые захватывали нас с головой лет 30, а то и больше назад, будут также интересны юному поколению, рожденному и живущему в 21 веке?

У кого из нас нет той самой-самой, заветной, до дыр зачитанной книжки из детства? И пусть порой кажется, что всё это было давно и неправда, а сейчас и "не к лицу, и не по летам", жизнь иногда преподносит такие сюрпризы! Забежишь в книжный на минутку за внезапно понадобившимся транспортиром и вдруг увидишь на глянцевой обложке знакомые рыжие косички, веснушки и бесподобную улыбку Пеппи Длинныйчулок.

Обложка той самой книги из детства. Фото из открытых источников
Обложка той самой книги из детства. Фото из открытых источников

И ровно через мгновение тебе снова восемь, и ты вторую неделю в постели с жестоким отитом, и даже вареной сгущенки не хочется... А на одеяло вдруг ложится книга со смеющейся рыжеволосой девчонкой.

Пеппи, моя первая лучшая книжная подружка! Я не читала, я жила вместе с тобой, Томми и Аникой в маленьком шведском городке, радовалась, шалила и печалилась в компании самых настоящих, таких реальных друзей. И когда книга закончилась, я расплакалась, а потом смахнула слезы и - начала сначала. А дальше были целые альбомы с продолжением наших приключений, рисунки, дощечка с Пеппи, которую я выжигала с редким прилежанием...

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

И вот я стою, забыв обо всех важных, но на самом деле неважных, взрослых делах, и смотрю на ту, которая научила меня не просто терпеть боль, не просто отвлекала или развлекала, а на ту, которая научила меня ДРУЖИТЬ. И эти уроки дружбы навсегда остались со мной, потому что я взрослый, состоявшийся человек, у которого в жизни, помимо работы и обязанностей, есть настоящие друзья! И этим счастьем я обязана Пеппи Длинныйчулок - придуманной книжной девочке.

Что же такого таинственно-притягательного в образе девчонки-сорванца? Какую тайну 78 лет назад поведала мальчишкам и девчонкам шведская писательница Астрид Линдгрен? В чем настоящий секрет сказочной повести, переведённой на 70 языков и экранизированной целых 10 раз?

Астрид Линдгрен с юной актрисой Ингер Нильсон в роли Пеппи, 1969 год. Фото из открытых источников
Астрид Линдгрен с юной актрисой Ингер Нильсон в роли Пеппи, 1969 год. Фото из открытых источников

Однажды я услышала от своей ровесницы мнение о том, что никакой тайны в популярности Пеппи нет. Всё дело лишь в том, что для советских ребятишек действие, происходящее в Швеции - уже серьезная заявка на интерес. Я познакомилась с Пеппи, когда училась во втором классе. В начальной школе географию еще не изучают, и каких-то особых "шведских" примет я в книге не обнаружила, да и не особо искала. Единственное, что привлекало внимание - имена героев (я помню, что произносила их вслух с различным ударением, а как правильно - не знала).

Так что, над тайной Пеппи Длинныйчулок я всерьез задумалась после той нечаянной "встречи" в книжном магазине. Думаю, что закончившие школу в СССР, вспомнят те, уже далекие, годы и согласятся, что жизнь советского школьника была строго регламентированной. Это была "жизнь по расписанию" - школа, домашние задания, секции и кружки по интересам, сборы металлолома и макулатуры, совет дружины и общественно-полезный труд... С одной стороны, всё это было не так уж и плохо, и свое советское детство я вспоминаю только с добрыми чувствами, а с другой - мы практически не могли принимать решения самостоятельно, без оглядки на длиннющий список правил.

Советское детство. Фото из открытых источников
Советское детство. Фото из открытых источников

И Пеппи с ее "бунтарством" стала для юных читателей настоящим спасением от однообразия и типичности (даже в одежде, и не только). История создания сказочной повести однозначно убеждает нас в этом. Записанная в 1945 году, по стенографическим заметкам автора, ведущимся в течение целых пяти лет, она с самого начала была далека от формы традиционного писательского труда.

Я не буду писать о том, что причины появления Пеппи следует искать в ужасах Второй мировой войны, в ненависти Астрид Линдгрен к насилию и тоталитарной идеологии фашизма - и эта версия имеет место быть. Но правда также и в том, что семилетняя Карин, дочь Линдгрен, тяжело и долго болела, а сама она в то время тяжело и много работала, но все-таки находила время рассказать своему ребенку о рыжей девочке, не подчиняющейся правилам общественной лицемерной морали, но живущей по самым главным законам человечества - милосердия, дружбы и бескорыстия.

Пеппи возвращается! Переделка старой куклы. Фото автора
Пеппи возвращается! Переделка старой куклы. Фото автора

С помощью Пеппи, которая все перевернёт в твоей голове, чёрное, тем не менее, всегда будет чёрным, без полутонов, а справедливость и честность - основой для счастья, пусть и в маленькой компании друзей. А еще во взрослой жизни нам порой так не хватает детского простодушия и великодушия - качеств, на которые Пеппи была способна, как никто, но никогда не делала из этого тайны.

Сказочные повести... Тайна и загадка, чудеса и приключения в них - это закон жанра. А как быть с рассказом, в котором всё правдиво и узнаваемо: от примет времени до героев. Разве реализм в литературе, тем более, в детской, не подразумевает никаких тайн, а служит лишь отражению действительности? Как бы не так.

Обложка первого издания. Фото из открытых источников
Обложка первого издания. Фото из открытых источников

"Голубая чашка" Аркадия Гайдара... Неужели и в ней есть место тайне? Лично я абсолютно в этом уверена. Рассказ был написан и впервые опубликован в журнале "Пионер" в 1936 году. Странно, но включённый (гораздо позднее) во все детские сборники произведений Гайдара, он как бы проходит мимо юных читателей. "Голубая чашка" действительно стоит особняком среди всех остальных произведений этого автора с героями, которым хотелось подражать, с кем хотелось дружить, кого ставили нам в пример, и с кого мы, дети, этот пример с удовольствием брали.

Начнем с очевидного. Сюжет рассказа прост: обидевшись на жену и мать, которая всё внимание отдаёт гостю - героическому полярному лётчику, отец с дочерью решают уйти куда глаза глядят. Обиду подогревает и несправедливое подозрение, что они же разбили её любимую голубую чашку. Путешествие по округе длится целый день, а к вечеру, вернувшись домой, мужчина и девочка понимают, что их любят и ждут, а утренняя размолвка - просто небольшая тучка на небосклоне семейного счастья.

Аркадий Гайдар. "Голубая чашка", иллюстрация. Фото из открытых источников
Аркадий Гайдар. "Голубая чашка", иллюстрация. Фото из открытых источников

А ведь, тем не менее, тайн в этом незамысловатом рассказе предостаточно. И главная из них: почему "Голубую чашку" считают единственным психологическим произведением Гайдара? Постараюсь ответить. Перед юным читателем исподволь разворачивается совсем не детская проблема - семья на грани распада, а параллельно личной драме героев предчувствуется скорый распад привычного мира. Услышав далекие выстрелы, Светлана спрашивает отца: "Разве уже война?"

Предчувствие неотвратимой войны сквозит в каждом эпизоде, остается только удивляться способности Гайдара за пять лет до начала Великой Отечественной думать о ней так определенно. Но рассказ ни разу не производит тягостного впечатления и не вызывает страх перед грядущей катастрофой, потому что автор впервые в своем творчестве наполняет повествование лирическими нотами. Мы привыкли, что Гайдар - это всегда героика, патриотизм, самопожертвование, но только не в "Голубой чашке".

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

И споры среди критиков по поводу бессюжетности и других стилистических грехов быстро свелись к вопросу, имеет ли право детская литература описывать семейные проблемы, знакомить детей с понятием "ревность"? Может быть, это и стало причиной запрета перепечатывать рассказ через три года после первой публикации? Больше при жизни автора историю о маленьком семейном путешествии так и не опубликовали.

Чего же еще, помимо "взрослой" проблематики, так испугались чиновники от литературы? Неужели мотива дороги, который часто связывают с мотивом бродяжничества с соответствующим негативным отношением? Дорога (или путь) в литературе - это таинственным образом переплетенное реальное и ирреальное, символичное и естественное, таинственное и обыденное. Дорога в "Голубой чашке" в буквальном смысле - от порога через поля и леса снова к родному порогу. Но это и путь главного героя к самому себе, к пониманию хрупкости и ценности семьи и любви, а у маленькой Светланы - к первым проявлениям взросления.

"Авиамоделисты", художник А.Ф. Пахомов, 1935 год. Фото из открытых источников
"Авиамоделисты", художник А.Ф. Пахомов, 1935 год. Фото из открытых источников

Дорога, проходящая сквозь полотно рассказа "Голубая чашка", таинственным образом сплетает в себе пространство и время. Небольшой отрезок реального пространства (день пути) удивительным образом вмещает в себя все три категории времени - прошлое, настоящее и будущее. И если вчитаться, по простым и понятным событиям рассказа можно легко развернуть жизнеописание героев "до" и "после" этого летнего дня.

"Голубая чашка" приоткрывала своим читателям краешек тайны взрослой жизни, не разубеждала в том, что "разбитую посуду не склеишь", а вот отношения между людьми - очень даже возможно. И еще: любая дорога ведет туда, куда нужно самому человеку.

Аркадий Гайдар и школьники, 1939 год. Фото из открытых источников
Аркадий Гайдар и школьники, 1939 год. Фото из открытых источников

А тот самый мальчик, для которого папа принес книги из библиотеки, с удовольствием прочитал и "Старика Хоттабыча", и про Олю с Яло в "Королевстве кривых зеркал", и просто влюбился в гайдаровскую "Голубую чашку". Он сумел понять всем своим детским сердечком, что маленькие неприятности могут стать началом большого путешествия и тысячи самых настоящих открытий! И сейчас, совсем уже взрослый, он живет по этому принципу и никогда не жалуется на скуку и однообразие.

И в этом тоже тайна детских книг: каждому - своё.

Мир детских книг - особое волшебство, магия, растянутая во времени. Мы всегда под защитой тех, с кем познакомились на страницах наших первых прочитанных книг. И если у вас есть дети - читайте! А если они уже выросли, или вы выросли - перечитайте!

"...не надо звать, не надо ждать, а просто взять и прочитать..."

------------------

"Как стать волшебником" - здесь.

"Черубина: тайна между строк" - здесь.

Хобби
3,2 млн интересуются