Найти тему
журналист

ГЕОПОЛИТИКА В НОТНОЙ ЗАПИСИ

Геополитические партии могут разыгрываться одновременно на разных типах сцен: военной, экономической, дипломатической, информационной, мировоззренческой, по линии кибервойн. Умелый гроссмейстер, играющий сразу на всех этих досках или на некоторых из них, режиссирует события таким образом, чтобы достигалась синергия. Поддержка или атака будет эффективнее, если направлена на «своего» или «чужого» по всем уровням и фронтам: мы его и санкциями прижмем, и хакеров натравим, и речами в ООН заклеймим, и ужастики в СМИ и СМК зарядим. Действия в разных плоскостях могут также сорганизовываться цепным образом, когда одно создает условия для запуска другого: вызванная диверсией авария становится информационным поводом пропагандистски унасекомить противника. У него, де, и кокос не растет, и поезда под откос идут, и самолеты падают. А выведение из строя ИТ-систем управления и связи – создают удобный момент для военного вторжения.

Комбинации геополитических виртуозов могут быть очень сложными: не только многоходовыми, но и «многодосочными». Как распутать их? Как разложить все по полочкам, проследить все связи, ничего не упустить? Возможны ли здесь упрощающие задачу костыли и инструменты?

Продвинутые педагоги и исследователи мышления знают: наглядное моделирование – наше всё. Спешу поделиться замыслом методики, которую сам еще не доводил до ума и не использовал, но при случае обязательно попробую.

Позаимствуем из музыки и нарисуем пять линий нотного стана. Или шесть. Или сколько потребуется, в зависимости от количества выделенных для анализа типов «геополитических плацдармов». Пометим линии надписями или иконками. На такой нотный стан можно наносить ноты-события и ноты-действия, используя разные значки. А затем, поверх - рисовать связи между нотами, располагающимися как на одной линии, так и на разных. Каждый тип связей – свой, например, цвет. И далее, поглядывая одним глазом на принятые у музыкантов записи партитур, а другим на выступления геополитических экспертов, можно разворачивать все более богатые наглядные модели, отражающие все больше нюансов граней происходящего. Неплохой эвристической подпиткой могут также послужить психологические разработки Александра Кроника и Евгения Головахи, предложивших наглядные схемы выстраивания событий и связей на стреле времени.

Очень надеюсь, что такого рода моделирование поможет прояснить, как, что и зачем делает отдельный игрок. А когда игроков сразу много? Здесь есть над чем подумать и есть что придумать!