Найти тему
Юрий Енцов

Между небом и землей: Авиакомпании поиздержались, просят денег из казны

Если они американские, то речь пойдет о выкупе старья. Это чем-то напоминает посылку на Украину старой военной техники – все равно выбрасывать. Да, для проведения сделки необходима лицензия американского Управление по контролю над иностранными активами (OFAC), подразделения их Минфина. А лицензии эти выдаются только на три месяца, так что надо еще успеть заплатить свои деньги. Поэтому, должно быть, и нужна помощь нашего ФНБ.

У вышеназванных авиакомпаний почти все готово для покупки с государевой помощью. Другие пока согласовывают. Авиакомпания S7, например, не против госфинансирования, с помощью которого хочет выкупить самолеты у иностранных лизингодателей, если разрешат Минтранс РФ и наше правительство. Чистая прибыль S7 за тот год превысила 34 млрд руб., и при этом субсидии за пассажирооборот авиакомпания получила почти 23 млрд руб.

Тут важны количество и возраст самолетов, условия сделок по которым согласовать может еще и не получится - могут не разрешить покупать старье по завышенной стоимости. Впрочем, есть такое слово – надо! Или, как сейчас говорят «социальная значимость», а также «востребованность маршрутов», на которых эти самолеты будут эксплуатироваться. Надо же людей возить во Владик и обратно.

Компания Utair согласовала переоформление девяти своих «Боингов» самостоятельно, не привлекая госсредства. В этом ведь тоже есть свои хитрости. В частности, требование Минтранса - если ты получал в 2022 году субсидии за перевозки и при этом имеешь чистую прибыль по итогам года, то придется всю ее направить на финансирование покупки иностранных самолетов. Эта компания тоже получала субсидии и имеет 4 млрд руб. чистой прибыли.

«Уральские авиалинии» получили в 2022 году 13,5 млрд рублей чистой прибыли из них 9,5 млрд рублей за внутренний пассажирооборот.

А вот «Аэрофлота» получил 40,5 млрд руб. убытка за прошлый год. А iFly, получила почти 690 млн руб. убытка и из ее шести самолетов, летают только пять, остающихся в двойной регистрации. Увы, зарубежные рейсы в таких условиях не светят.

К тому же, не все так просто с этим выкупом иностранных самолетов, ведь все они будут оформляться на отечественную лизинговую компанию «НЛК-Финанс», подконтрольную «Росавиации». Условия лизинга пока известны не всем. Проект постановления, регулирующего распределение средств, порядок расчетов или право пользования самолетами обкатывается на «Аэрофлоте». Другие перевозчики боятся не успеть ознакомится с условиями софинансирования из ФНБ до сентября.

Деньги то большие. Стоимость только 18 среднемагистральных самолетов «Аэрофлота» от 45 млрд до 53 млрд рублей. 19 самолетов «Уральских авиалиний» почему-то стоят подешевле, 28–33 млрд руб., но надо еще знать какие это модели и каков их возраст. А три широкофюзеляжных «Эйрбаса» компании iFly - 10 млрд руб. В общей сложности речь идет о 82–96 млрд руб., пишет «Коммерсант».

Впрочем, на выкуп самолетов предусмотрено 300 млрд рублей из ФНБ. Ведь социально же важное направление. Но не исключено, что будут давать частями по 100 млрд рублей? Коллеги по авиаперевозкам шушукаются в кулуарах, что «Аэрофлот» мол уже приобрел на средства ФНБ десять дальнемагистральных «Боингов-777» и восемь «Эйрбас- А330». Дескать, власти Европы еще в 2022 году разрешили эту покупку. «Американцев» за 100 млрд руб., «европейцев» — в 55 млрд руб. Конечно все это коммерческая тайна и всех деталей никто не расскажет, уверяя, что покупали, разумеется, за свои.

Источник

Подписаться