За годы существования НИИХП Советский союз стал современным индустриальным государством с развитыми промышленными технологиями. На заре существования института одной из главных его задач была адаптация традиционных ручных техник декоративно-прикладного искусства к фабричным технологиям и возможностям массового серийного производства.
Во второй половине ХХ в. ситуация радикально меняется. Массовые изделия становятся привычными и общедоступными, несмотря на характерный для эпохи дефицит промтоваров – и в моду входит ручной труд. Начинает осознаваться ценность уникальных изделий – как старинных, так и созданных в единственном экземпляре по традиционным технологиям. Использование таких вещей в быту становится показателем хорошего вкуса и элементом красивой жизни. Процесс, аналогичный истории зарождения английского движения искусств и ремесел – с поправкой на более позднюю индустриализацию.
Вместе с эпохой меняются и дизайнерские разработки НИИХП. В 1978 г. сотрудники лаборатории художественного ткачества и росписи тканей под руководством заведующего сектором ткачества А.С. Гораздина и ведущего конструктора-художника А.В. Варваровой разрабатывают альбом образцов тканей, выполненных на ручном ткацком станке с применением структур и переплетений, характерных для русского народного узорного ткачества.
В альбоме представлены образцы тканей в материале, которые можно рассмотреть с лицевой и изнаночной стороны. К ряду образцов прилагаются схемы ткачества, по которым их можно воспроизвести – ценный методический материал для художников и мастеров. Даются пояснения, для чего лучше применить ту или иную ткань – для декоративных полотенец, скатертей, салфеток, покрывал, ковриков на кресло, стулья и декоративных подушек. Образцы не имеют прямых прототипов и не копируют конкретные старинные ткани – это не историческая реконструкция, а сознательное применение технологий народных ремесел для нужд современного (на тот момент) интерьера.
Проект «РазАРХИВация» реализуется победителем конкурса «Музей 4.0» благотворительной программы «Музей без границ» Благотворительного фонда Владимира Потанина совместно со Школой дизайна НИУ ВШЭ. #фондпотанина #музейбезграниц #музей4.0