Найти в Дзене
Чердак Умной Эльзы

"Большая перемена в образовании" - детский спецвыпуск "Крокодила"-1934

Если вы думаете, что до войны в образовании было всё ого-го, то вы сильно ошибаетесь. Страсти кипели! А "Крокодил", как всегда, говорил весело и ехидно о наболевшем, остром, набившем оскомину, откровенно гнилом или незрелом в образовании.

 - Нынешний учебный год, ребята, мы начинаем с большой перемены. Рис. Л. Бродаты, 1934 №24
- Нынешний учебный год, ребята, мы начинаем с большой перемены. Рис. Л. Бродаты, 1934 №24

1930-е годы (заглянем чуть глубже) были очередными реформенными годами (так, а когда у нас было иначе?) школьного образования.

Во-первых, в 1930 году было введено всеобщее обязательное начальное обучение детей.

В 1931 году в постановлении ЦК ВКП(б) было признано, что школа не удовлетворяет требованиям, которое предъявляет к образованию социалистическое строительство. Что это значило? А вот что:

1. Школа не дает достаточного объема систематических знаний

2. Школа неудовлетворительно готовит учащихся к обучению в техникумах

3. Школа крайне плохо готовит учащихся к обучению в вузах

(Что-то это мне напоминает)

Ну, мы же знаем - идет индустриализация и промышленность отчаянно нуждается не только в грамотном рабочем классе, но и в техниках, технологах, инженерах, бухгалтерах, экономистах, юристах, архитекторах...

В общем, надо было что-то делать. И срочно.

- Идите на переподготовку, товарищ учитель! В будущем году вам преподавать - ещё засыпетесь!

Рис. Вагран Апресян, "Крокодил", 1934, №24
Рис. Вагран Апресян, "Крокодил", 1934, №24

В 30-е годы ОГРОМНОЕ число преподавателей работало после курсов, не имея системного педагогического образования. В 20-е курсы помогали "заткнуть дыры" образования, но в 30-е за отсталых от жизни и науки учителей было уже стыдно всем. Как раз к середине 30-х курсы для учителей упорядочили. А то, стыдно сказать, в провинции какие только заезжие лекторы не проводили переподготовку... Да и вообще на местах было неладно:

"Из-за халатности председателя Чуйского райисполкома /Киргизия/ учителям местных школ не выдавали заработной платы в продолжение трех месяцев".

МЕЧТЫ ЗА КНИГОЙ

- Скоро осень придет... Листья будут падать... Дожди пойдут... Может за июнь месяц районо зарплату выдаст...

Рис. Б. Малаховского. "Крокодил", 1934, №24
Рис. Б. Малаховского. "Крокодил", 1934, №24

Неуспевающим (взрослым) "Крокодил" предлагает срочно написать

"Крокодил", 1934, №24
"Крокодил", 1934, №24

Да-да, не только педагогов не хватало - катастрофически нуждались ребята в школьных помещениях, наглядных пособиях и даже тетрадках!

- Почему эта тетрадь называется общая?

- Потом что она одна на весь класс.

"Крокодил", 1934, №24
"Крокодил", 1934, №24

Вот наивные дети и задают взрослым дядям сложные вопросы:

- Дядя! У вас тоже тетрадей не было, что вы на груди рисовали?

Рис. Ю. Ганфа, "Крокодил", 1934, №24
Рис. Ю. Ганфа, "Крокодил", 1934, №24

А по отчетам-то - красота! Всё на большой палец! И школа, и детские товары, и учебники с тетрадками...

Что делать?! (Чернышевский тут ничего подсказать не может).

Пионеры! Организовывайте кружки "Сделай сам"!

"Крокодил", 1934, №24
"Крокодил", 1934, №24

Из рук вон плохо велось преподавание! Замечательный писатель-юморист Аркадий Бухов проехался по типичному (увы!) преподаванию литературы (а искушенный читатель увидит тут явное влияние знаменитого "Сатирикона" и его "Краткой истории"):

"Крокодил", 1934, №24
"Крокодил", 1934, №24

Ясное дело, что после таких уроков читать классику решительно невозможно. А новых советских книг для детей почти и нет... Зато ах, как манит Чарская! Белые пелеринки, душечки, институтки, слезы, трепет, дружба и предательство, дедушки-генералы и тетушки-графини!

"Крокодил", 1934, №24
"Крокодил", 1934, №24

А если серьезно, в 30-е годы заканчивается безудержное экспериментирование и утверждается классно-урочная система, закрепляется ведущая роль учителя, твердое расписание занятий. Воспитание и обучение ставятся во главу угла - и каждую (!) четверть учитель должен был писать характеристики по своему предмету на учеников. На каждого.

Именно тогда появились ежегодные экзамены - тогда они назывались "испытания". В сентябре 1935 вернулись к пятибалльной системе оценивания - до этого оценивали успешность обучения в форме зачета (незачета) сданных работ.

Каждая эпоха у нас - эпоха перемен...

Всем радости познания, а я остаюсь, как всегда, искренне ваша, - Умная Эльза.