Найти тему
Журнал ПРИГОРОД

Лесная амнистия: продолжение следует!

Оглавление

Информация о том, что чиновники решили доработать порядок лесной амнистии, вызвала бурю эмоций.

Причем резко противоположных по спектру. От «Теперь-то все наладится!» до «Теперь-то все окончательно разворуют».

Опасения активистов вполне можно понять. Во-первых, целая серия поправок в Лесной и Водный кодекс действительно был направлена на то, чтобы «освоение» лесов и озер бизнесом шло, по возможности, беспрепятственно.

Во-вторых, отказ от проверок, даже в случаях, когда граждане указывают на очевидные нарушения (со ссылкой на ковидные ограничения) - это похоже на запрет митингов (под тем же предлогом).

В-третьих, международные экологические организации уже признаны либо нежелательными, либо вовсе экстремистскими, да и чисто российских активистов могут «упаковать» под тем же соусом. Случаи были. Защита природы становится делом небезопасным.

Первые отклики на инициативу Минприроды мы недавно опубликовали. Какая-то ясность наступил после официального приказа Минприроды и по мере накопления юридической практики. А пока - очередная подборка мнений.

Мнения экспертов

Ирина Андрианова, координатор движения «Против захвата озер»:

- Последние поправки в закон о "лесной амнистии" уже прямо направлен на легализацию лесных воров. Если дом или линейный объект (например, забор или дорога) «залез» на лесной участок, то захваченная часть признается за захватчиком. Если ранее собственнику отказывали в легализации захвата, теперь он вправе получить захваченный участок через суд.

В целом, теперь регистрация объекта недвижимости через Росреестр, даже незаконная, на участке лесного фонда - автоматически означает признание права собственности и вывод участка из лесного фонда. Люди во власти открыли дорогу массовым «легальным» захватам лесного фонда.

Теперь только ленивый не начнёт «прирезать» себе кусочек леса перед домом, возводя на нём «линейный объект» - например, забор. Кроме того, теперь споры вкруг так называемой двойной собственности и двойной регистрации лесных участков - а это излюбленный метод воровства леса у мошенников - будут автоматически разрешаться в пользу «собственника».

То есть того, кто договорился с продажным Росреестром и сделал второй пакет документов на лесной участок - уже про «сельхозку» в частной собственности. При том, что первый, законный (исходный) пакет документов, с корректным оформлением территории в качестве участка гослесфонда, лесные ведомства почему-то не спешили оформлять. Словно бы ждали, пока придут «эффективные менеджеры» и перерисуют участок себе. А тут и амнистия подоспела...

Наша власть, для вида бичующая западных либералов, в земельном либерализме превзошла даже Америку. Даже в 19 веке в землевладении США уже не работал принцип «кто успел, тот и съел». А у нас - работает вовсю. Государство распродаёт свои владения по дешевке мелким жуликам…

Валерия Дроздова, юрист практики по недвижимости и инвестициям АБ «Качкин и Партнеры»:

- В 2017 году вступил в силу так называемый закон о «лесной амнистии».

До 1 января 2023 года уполномоченные органы должны были устранить противоречия в сведениях двух реестров: Единого государственного реестра недвижимости и государственного лесного реестра (далее соответственно – ЕГРН и ГЛР).

Однако низкое качество землеустроительных документов, дублирующиеся сведения в ЕГРН не только об участках различных категорий, но и о самих лесных участках, и ряд других проблем не позволили завершить работу в срок. Реализация мероприятий «лесной амнистии» была продлена до 1 января 2026 года Федеральным законом от 19.12.2022 № 519-ФЗ.

Но на этом федеральный законодатель не остановился и принял Федеральный закон от 13.06.2023 № 248-ФЗ, который еще на стадии законопроекта стали называть «лесная амнистия 2.0». С вступлением в силу поправок приоритет сведений ЕГРН над сведениями ГЛР был окончательно закреплен, а механизм устранения противоречий был усовершенствован и уточнен.

До принятия Закона № 248-ФЗ применение «лесной амнистии» было возможно при соблюдении ряда условий (например, давности возникновения прав на земельный участок). Теперь же уполномоченные органы как в инициативном порядке, так и на основании заявления заинтересованного лица исключают из ГЛР сведения о лесных участках при одновременном соблюдении следующих условий:

1. сведения об этих лесных участках не внесены в ЕГРН;

2. границы этих лесных участков пересекают границы иных лесных и (или) земельных участков, а также границы лесничеств (за некоторым исключением);

3.договоры аренды в отношении таких лесных участков прекращены или расторгнуты ко дню исключения сведений о них (в случае, если участки были образованы в целях заключения указанных договоров аренды).

Наряду с указанными случаями, сведения о лесных участках должны быть исключены из ГЛР в любом из следующих случаев:

- в соответствии со сведениями ЕГРН либо сведениями правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов установлена принадлежность земельного участка к категории земель, отличной от сведений ГЛР;

- в соответствии со сведениями ЕГРН либо сведениями правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов земельный участок из состава земель лесного фонда отнесен к землям населенных пунктов, если он находится в границах населенного пункта, или к категории земель сельскохозяйственного назначения в иных случаях;

- невозможность использования лесов и осуществления мероприятий по сохранению лесов на землях лесного фонда в случаях, предусмотренных федеральным законом.

При этом отдельно отмечается, что в данных случаях совокупность предыдущих трех условий не должна соблюдаться. Другими словами, наличие сведений о лесных участках в ЕГРН не будет являться препятствием для исключения сведений об участках из ГЛР.

Применительно к последнему случаю также установлено, что уполномоченный орган не осуществляет защиту имущественных прав и законных интересов в области лесных отношений, в том числе в судебном порядке, если оспаривание законности возникновения прав приведет к такой невозможности, в том числе к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице или другим препятствующим рациональному использованию земель лесного фонда недостаткам.

Порядок и критерии определения такой невозможности должны быть установлены Минприроды России.

Следует также отметить, что теперь действия «лесной амнистии» распространено на земельные участки в границах территории объектов культурного наследия. Исключение, однако, составили территории объектов культурного наследия религиозного назначения.

Поправками также установлен новый предельный срок для обращения в суд с иском о признании права собственности на земельные участки, права на которые были прекращены в связи с их нахождением в границах лесничеств до вступления в силу «лесной амнистии». Возможность подачи соответствующего иска предусмотрена в срок до 1 января 2026 года. По ранее действующей редакции указанный срок истек еще 1 августа 2018 года.

Кроме того, до 1 января 2026 года предусматривается право юридических лиц приобретать в пользование части лесных участков в составе земель лесного фонда для целей осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, размещения линейных объектов, их неотъемлемых технологических частей.

В остальном предлагаемые поправки уточняют некоторые технические и процедурные моменты, например, порядок действий Росреестра при обнаружении дублирования сведений о лесных участках в ЕГРН.

Анализируемый закон является еще одним свидетельством последовательного расширения законодателем правовой базы для хозяйственного использования лесов.

Можно также предположить, что с учетом новых положений произойдет гармонизация судебной практики в части разрешения споров по «лесной амнистии» и механизма ее применения.

До изменений суды в ряде случаев исследовали законность формирования спорных участков и возникновения прав на них, хотя для целей применения «лесной амнистии» такой обязанности не было установлено.

Дмитрий Синочкин

Вернуться на страницу журнала "Пригород"