Сотрудничество России, Ирана, Индии и Саудовской Аравии по выстраиванию новой логистической цепочки претворяется на практике. Первые 36 железнодорожных контейнеров впервые пересекли границу с Ираном в районе пограничного пункта Инче-Бурун. Далее состав проследовал в иранский порт Бендер-Аббас, а конечная точка — Джидда: город, который для Саудовской Аравии является тем же, что и Нью-Йорк для США — бизнес-столицей.
Тем самым, мы становимся свидетелями работы Международного транспортного коридора (МТК) «Север-Юг», который будет играть большую роль в мировой торговле. В нём товары могут двигаться в разных направлениях в общей сложности для 14 стран, которые участвуют в МТК «Север-Юг». Важно, что этот проект стал результатом партнёрства ряда государств. Нью-Дели выделил 2,1 млрд долларов для строительства части инфраструктуры, в том числе по территории Ирана.
Данный маршрут — это доступ товаров из Индии, Ирана и стран Персидского залива транзитом через Россию в страны Европы, но не только: для России также открывается доступ к рынкам, которые в итоге могут увеличить заработок нашей страны на 220 млрд долларов ежегодно, не считая преимуществ, которые даёт статус транзитной страны.
МТК «Север-Юг» — это реальная альтернатива Суэцкому каналу, ровно так же, как в Никарагуа Россия разрабатывает с местными властями проект альтернативы Панамскому каналу. В Никарагуанском проекте Россия будет главной, в МТК «Север-Юг» наша страна играет ключевую роль из-за географического местоположения.
Если говорить об эффективности логистических альтернатив, то МТК «Север-Юг» — это не проект, который выстроен «на всякий случай» или «просто, чтобы показать, что мы тоже можем». Дело в рационализме: маршрут получается короче, скорость доставки быстрее.
Транспортировка становится «бесшовной» и без каких-либо простоев в Суэцком канале, которые, бывает, возникают из-за эффекта «узкого горлышка». Но и политические препоны в этом классическом маршруте также возможны.
Хотя судоходство в Суэцком канале, как и в Панамском, регулируется международными договорами, всем сейчас понятно, что особенно в части работы со странами Запада любой может столкнуться с тем, что они способны растоптать договоренности и использовать самые грубые инструменты для давления.
Важно, что Россия получает выход также на деловую столицу Индии — Мумбаи. Для нас сейчас нужно иметь такой доступ к Индии, чтобы использовать накопленные от продажи российских товаров рупии: суммарно у нас сейчас есть не менее 40 млрд в долларовом эквиваленте.
Страны Юга при этом рассчитывают, что суммарно смогут дополнительно продавать в страны Севера товаров на сумму в 250 млрд долларов ежегодно.
Если говорить о сроках перемещения товаров, то по линии Санкт-Петербург-Мумбаи это занимает через МТК «Север-Юг» 15 дней в то время, как с использованием маршрута через Суэцкий канал — в два раза дольше.
Интерес в этом проекте есть и у КНР. Недаром Пекин усадил 10 марта этого года за один стол министров иностранных дел Ирана и Саудовской Аравии, чтобы те подписали соглашение о возобновлении дипломатических контактов, а через месяц обе страны стали обсуждать более углубленное участие в проекте МТК «Север-Юг», причём не как отдельные государства (это было и ранее), а на партнёрских началах.
Ожидается, что через год по МТК «Север-Юг» ежедневно будет проходить в среднем 1206 грузовых вагонов с ростом этого показателя на 20% ежегодно.
К сожалению, реакцию Вашингтона на данные успехи фактически БРИКС+ легко предсказать: наверняка, в англоязычном сегменте Интернета будут выложены сотни аналитических докладов, в которых будет «разоблачена» экономическая эффективность новых логистических маршрутов. Кроме того, странам БРИКС+ нужно серьёзно думать о физической безопасности таких маршрутов, учитывая то, что произошло с «Северными потоками».