("Индиана Джонс и Колесо судьбы", Indiana Jones and the Dial of Destiny, 2023, США)
Что ж, если в 2008-м, после выхода "Королевства хрустального черепа", резюме на него "Sic transit gloria mundi?" писалось ещё со знаком вопроса, то оно же в адрес "Колеса судьбы", увы, завершается жирной точкой. И кассовый провал даже в целом неплохого и зрелищного "Индианы Джонса 5" красноречиво свидетельствует: эра классического, без "примесей", приключенческого кино и впрямь закончилась. По крайней мере в высшей блокбастерной лиге.
Действительно, безутешным "отцам" франшизы Спилбергу и Лукасу впору найти в Голливуде свободный тамбур и на неделю закрыться в нём с зажигалкой и блоком "Мальборо". Ведь, при всём своем ниэпическом бюджете 295 млн. $, пятая часть собрала с мира по баксу лишь 381 миллион. И сколько бы она теперь ни выдоила из онлайн-проката, покрыть убытки ей уже при всём старании не удастся.
Чертовски жаль. Особенно беря во внимание почтенный 42-летний стаж Индианиады и ее культовый статус Нетленной Классики 80-х.
Однако, если в честь "прощальной гастроли" в этой роли Харрисона Форда (так по крайней мере он обещал) накатить чего покрепче и проникнуться торжественностью момента, то получить от "Индианы 5" удовольствие тоже запросто можно. Потому что ностальгические чакры творение мнооопытного Джеймса Мэнголда ("Идентификация", "Поезд на Юму", "Логан", "Рыцарь дня", "Форд против Феррари" и др.) массирует приятно, и фирменный черный, а также экшен-юмор предшественниц оно почти не растеряло. И, разумеется, отсылок к ним тоже содержит уйму - только успевай их замечать и довольно ухмыляться.
Ну а то, что фильм отведал бочку негативной критики - нормально. К сожалению, не всем зрителям, а тем более тем, кто познакомился с франшизой уже в 21 веке, под силу сделать щадящую поправку на ее возраст.
Сам же я могу пожурить ее лишь по трем не критичным, но всё равно досадным пунктам:
1) До обидного мимолетное появление на экране Мэрион (Карен Аллен) и в кои-то веки вернувшегося Салаха (Джон Рис-Дэвис). Причем больше всего обидно за второго - первая все же успела "наприключаться" в "Индиане 4".
2) Зачем на проходную короткую роль ныряльщика Ренальдо позвали Бандераса? Ее мог сыграть абсолютно кто угодно, хоть разносчик пиццы. И на кой тогда чёрт там нужен Антонио Хосеевич с его бешеной харизмой и энергетикой, которые он даже не "расчехлил"?
3) Объяснение отсутствия Шайи Лабафа, игравшего в "Индиане 4" сынишку доктора Джонса, чудовищно контрастирует на фоне прочего юморного экшен-балагана. Так же, как, например, контрастировала бы с комедией застрелившаяся жена Семена Семеныча Горбункова в "Бриллиантовой руке", кабы ему это вдруг не почудилось с похмелья, а случилось бы на самом деле.
Вот и в "Индиане 5" эта странная "минутка депрессняка" была явно лишняя.
Пролог "Индианы 5" тоже сделан "ностальгичненько" - еще одна, доселе неизвестная ссора Генри Джонса-младшего (Форд) с германскими фашистами. Только теперь в 1944-м году где-то в Альпах. И тоже, естественно, не из-за того, что он отдавил ногу какому-нибудь оберштурмбаннфюреру, а по более вескому поводу: из-за очередной чудо-реликвии - копья Лонгина. Которое фашисты нашли и по своему обыкновению себе присвоили. А Индиана у них его, тоже по традиции, насильственно конфисковал. Само собой, без расписки, да еще накостыляв в процессе целой роте солдат и офицеров.
Как такое возможно, удивитесь вы, ведь Харрисону Форду уже 80 годков - не самый удачный возраст, чтобы играть себя-сорокалетнего?
Всё элементарно: очередная магия цифрового омоложения! Причем, надо отдать должное Мэнгольду - его магия гораздо более натуральная и качественная, чем у Скорсезе в "Ирландце" и тем паче у Энга Ли в "Гемини".
Впрочем, важно не это, а то, что лонгиново копье оказалось подделкой. Зато другая антикварная "цацка", которую доктор-зубодробитель Джонс прихватил у фрицев "бонусом", оказалась подлинной - обломком компактного механизма из мастерской самого Архимеда.
И вот сюжет наконец-то переносит нас в 1969 год, когда Индиана уходит-таки на пенсию, а 80-летний физкультурник Форд может играть почти 70-летнего Джонса без грима.
Впрочем, на пенсии он не проскучал ни дня. Не успел он накатить по такому случаю в баре вискаря, как перед ним нарисовалась откуда ни возьмись его крестная дочь Хелена (Фиби Уоллер-Бридж). Она же родная взрослая дочь профессора Шоу, которому Индиана отдал 25 лет назад тот архимедов механизм. Правда, его же пришлось у Шоу в итоге и забрать, поскольку тот рехнулся, разгадывая тайну сей мудреной фиговины. И вот теперь Хелена намеревалась продолжить папкино дело - видимо, за сохранность своих мозгов она не переживала.
Одно насторожило Джонса: за Хеленой, а теперь и за ним гнался отряд каких-то голубоглазых убийц. Ну да где наша не пропадала! Главное, что верные шляпа и хлыст были всё еще при Индиане, а значит кому-то в этой боевой "археологии" опять накостыляют по наглой арийской морде...
***
В общем, ругайте меня за мой, возможно, неоправданный гуманизм, но я не могу сказать про "Колесо судьбы" ничего фатально-плохого.
Ясен Форд, что назвать идеальным прощание мистера Харрисона с этой франшизой нельзя, да только кто скажет, каким оно должно быть, это его идеальное прощание?
Ну а то, которое у Форда в результате получилось, снято аккурат в духе предыдущих частей, и плотность каскадерских приключений здесь ничуть не меньше. Так же, как традиционный "инди-юмор" и сказочность, на сей раз из области пространственно-временной фантастики.
Иными словами, я б такое даже пересмотрел. Только, разумеется, опять не на трезвую голову, ибо на неё, более критичную, ностальгический кайф будет гораздо ниже.
Трейлер фильма (возрастной рейтинг 13+):